Даже суток в столице Приморья достаточно, чтобы понять, что заставляет главного "Мумий Тролля" писать такие яркие песни, а местных бизнесменов – запускать проекты, которые поддерживают сразу первые лица страны. Энергетика океана, отсутствие суеты и климат, что не дает долго стоять на месте. Недавно появился и еще один мотиватор – саммит АТЭС. К 2012 году Владивосток должен удивить мир.
Относительно недавно прямо на федеральную трассу Владивосток – Хабаровск выходили тигры. И это были не единичные случаи. Даже методичку издали из серии "что делать при встрече с хищником". Если верить ее авторам, главное – не теряться. Тигр редко нападает на человека, но если это случилось, в идеале попробовать оказать сопротивление – тогда якобы животное само теряется и уходит. Сегодня советы эти почти не актуальны - тигриные морды смотрят в основном с местных билбордов, кружек и календариков. Браконьеры свели их семейство к минимуму. За оставшимися символами края тщательно следят и охраняют – еще в 2008 году премьер Путин лично навесил ошейник ГЛОНАСС на одну из зверюг, запустив таким образом программу по спасению уссурийских тигров.
Примерно такая же история со знаменитым женьшенем. Собирать чудодейственный корень в эти края разве что ленивый не приезжал – сейчас за подобные порывы серьезно штрафуют.
Нынешний Владивосток – уже не тот Владивосток-2000, про который пел Илья Лагутенко. Это именно сейчас здесь настали "времена почище". Городу поручено в следующем году принимать саммит АТЭС. Здесь должен быть не только мощный форпост, но и центр уникальной цивилизации. Начали с дорог. Ради них – отремонтированных и широких – местные жители готовы и пробки почти московские потерпеть, и сами дорожниками поработать. Благодаря такому энтузиазму, главная улица – Светланская – уже может принимать кортежи высоких гостей.
Другое направление стройки века - мосты. Самый грандиозный из них – через пролив Босфор Восточный к острову Русский – обещает стать чем-то вроде Эйфелевой башни в Париже или Сиднейской оперы. В мировой практике это будет едва ли не единственный мост с высотой вант до 580 метров, чтобы подчеркнуть торжественность момента, их окрасят в цвета российского триколора. С эстакадами получится три с лишним километра отменной дороги по две полосы в каждую сторону.
Кроме того, к 2012 году горожанам обещают мост через бухту Золотой Рог, надземные переходы, защищенные от ветродуя, университет мирового уровня, несколько новых гостиниц, улучшенное городское освещение, океанариум и даже монорельс.
На острове Русский пройдут основные мероприятия саммита, здесь же будут жить иностранные делегации. Но пока это любимейшее место отдыха самих приморцев, примерно как Селигер у москвичей, только народу поменьше и территория почище. Почти сто квадратных километров сумасшедшей красоты и нескончаемых подарков природы. За час у берегов можно наловить целую лодку камбалы, а за то же время на суше – набрать корзины белых грибов и брусники.
Океанские дальневосточные деликатесы ловят, конечно, другими методами и в других масштабах. Поскольку это один из самых прибыльных промыслов в регионе, все отработано до мелочей. На рыбных рынках – только отборный, стопроцентный фреш: крабы и кальмары, гребешки и креветки, красная икра и осьминоги, селедка и балык, нерка, палтус и разнокалиберные водоросли. Из разряда диковин местные шеф-повара очень рекомендуют трубачей и медведок. Первые по вкусу очень напоминают кальмаров, только гораздо нежнее. Вторые не нужно ассоциировать с огородным вредителем, это совсем не он, а местный гибрид рака и краба с креветочным экстерьером и жестким панцирем, так плотно набитым мясом, что на салат достаточно всего нескольких штук.
Пожалуй, самое зрелищное развлечение для балованных туристов из центра - катание на ледоколах. Считается, что звук хрустящего льда и созерцание гордых орланов в сочетании со вкусом глинтвейна или "Командирского рома" дает им искомое состояние нирваны. К тому же обжигающий ветер отлично выбивает из головы все ненужное и пустое. И это вовсе не байка, а проверенный антидот от офисных перегрузок и синдрома хронической усталости.
Тем временем, про сам Владивосток баек рассказывают навалом. К примеру, что на миллион его жителей – половина японцев и китайцев, что эти две соседние страны для приморцев что дом родной, и что катаются они туда чуть ли не на выходные. На самом деле половина из этого – смешные слухи. По официальной статистике во Владивостоке проживает никакой не миллион, а всего 605 тысяч человек. Китайцы в городе действительно встречаются, но не чаще, чем, скажем, в Москве. Гораздо лучше здесь прижились украинцы. А вот китайский Новый год здесь празднуют и китайское мороженое любят. Да и отдыхать в Китае многим нравится – это и близко (5-6 часов езды), и дешево (порядка 4 000 рублей за выходные), и красиво. Что касается Японии – то это, как говорят здесь, такой маршрут для олигархов: рядовому менеджеру куда сподручнее и экономичнее слетать во Вьетнам, Таиланд или Европу, не говоря уже о знаменитых приморских курортах Ливадии и Триозерье. Зато в почете - японская продукция: ноутбуки, телевизоры, плееры тут без обмана "родные". А уж японский автопром тут не то что уважают – 90 процентов приморцев всю жизнь верны ему одному.
На улицах Владивостока почти безлюдно. Тут, как правило, не ходят – тут ездят. Во-первых, потому что ветер и холодно. Во-вторых, потому что очень доступно: этот город – парад японских машин. Причем практически все как на подбор - внедорожники, блестящие и праворульные. Тут, как и в Японии, не признают "шипы" и вообще стараются лишний раз не переобувать машины. Темы сосулек и снежных завалов в городе не раскрыты – снег тут моментально сдувает. На случай же природных коллапсов вроде московского "ледяного дождя" всегда есть цепи, которые надевают прямо на летнюю резину. Эффект налицо. Погонять, правда, с цепями не удастся. Но не удастся и без них: Владивосток – это сплошные сопки, часто довольно крутые. Так что независимо от погодных условий ограничители скорости с цифрой 40 то и дело мелькают. Солидные японские вездеходы в таких скоростных режимах, конечно, скучают. Сгладить этот дисбаланс пытаются соседи-корейцы. Их машины хоть и леворульные, зато не такие громоздкие и прожорливые. На минувшей неделе завод "Соллерс-Дальний Восток", который в декабре 2009 года открывал Владимир Путин, презентовал как раз такой кроссовер SsangYong New Actyon. На 100 километров он потребляет всего 6 литров топлива.
New Actyon - первый полноприводный внедорожник этой марки с несущим кузовом, и теперь его собирают прямо на берегу бухты Золотой Рог. Руководство завода надеется, что регион станет третьим по масштабам закупок корейских джипов, тем более что для приморцев на эту машину – внушительные скидки. Пока же на левых корейских рулях во Владивостоке ездят в основном автобусы – пассажирские праворульные перевозки здесь наглухо прикрыли.
На наш отечественный автопром во Владивостоке разве что гадают. Так и говорят: "Увидите "Жигули" или "ГАЗель" - загадывайте желание". Это здесь такая редкость, что если уж попадется – желание сбудется непременно.
Этому городу всего 150 лет. Но при виде огромных военных кораблей в его порту даже у великих скептиков просыпается национальная гордость. Отдельный объект восхищения - знаменитые ледоколы "Адмирал Макаров" и "Красин", которые за свой век вытащили из стихийных капканов не один десяток судов, и которых здесь всегда ждут домой.
Для многих Владивосток - по-прежнему край света. Это частые туманы, которые считаются консервантом молодости. Это бескрайняя уссурийская тайга в получасе езды от центра. И, конечно, это суровое Японское море, в котором определенно есть своя магия. Оно не пугает. И смотреть на него можно вечно. Правда, чтоб "чайки здесь запели на знакомом языке", прожить здесь нужно, конечно, подольше, чем сутки.