Историческое звание Петербурга мешает Матвиенко

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к правительству с просьбой исключить Северную столицу из списка исторических поселений, власти которых обязаны согласовывать любую градостроительную деятельность с Росохранкультурой.

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой исключить город из списка исторических поселений. Этот статус обязывает согласовывать с Росохранкультурой любые градостроительные проекты, реализуемые в Петербурге. Между тем, исторический центр и так охраняется специальными городскими законами, и два режима охраны просто не нужны. Тем более, что процесс рассмотрения заявок застройщиков занимает много времени и это может остановить любое строительство даже в спальных районах города. Градозащитники, напротив, считают, что лишний контроль со стороны федеральных властей не помешает и поможет исключить многие ошибки, связанные со сносом исторических зданий и превышением высотного регламента. Стороны выслушал корреспондент " Вести" Олег Яхонтов.

В список исторических поселений Петербург был включен, поскольку смог сохранить более 55% исторической застройки. Такой чести не удостоились даже более древние Псков, Новгород и Москва. Но высокий статус предполагает контроль над градостроительной деятельностью со стороны Росохранкультуры, причем он распространяется не только на исторический центр, но и на все поселение, то есть, город в целом. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Метельского, в Петербурге уже действует режим зон охраны и правила застройки с учетом всех мест, где находятся исторические достопримечательности. Попадая под действия сразу двух режимов не понятно, какой из них применять.

Метельский: Два правовых регулирования на один и тот же предмет, с одной стороны - охранные зоны, а с другой стороны - статус исторического поселения, который регулирует одно и то же, но абсолютно разными нормами, будет приводить к конфликту, к тому, что все движения в этой зоне будут оспариваться. Потому что действуя по одному закону, возможно нарушение по- другому.

Компании застройщики солидарны с городским руководством. По закону теперь ни один проект планировки, даже если это сельскохозяйственные земли или пустыри на окраине, не может быть реализован без разрешения Росохранкультуры. Вся документация должна быть отправлена в столицу в бумажном виде в двух экземплярах. Срок рассмотрения документов в Росохранкультуре и их доставки обратно в Петербург — 35 дней. Однако документация по 120 проектам планировки общим весом в 680 килограммов находится на согласовании с лета прошлого года. Ответа от Росохранкультуры так и нет. По мнению вице-президента Объединения домостроителей Петербурга Алексея Белоусова, согласование градостроительной деятельности даже в спальных районах прекратит любое строительство в Петербурге вообще.

Белоусов: Росохранкульт Северо-Запада, в штате которого 15 человек. Они должны получать и согласовывать проекты, не только Петербурга, но и 11 других субъектов федерации. Эту работу выполнить физически выполнить невозможно, а если выполнять силами 15 человек, то они будут это согласовывать годами.

Позиция федеральных властей состоит в том, что двойной контроль гарантирует сохранность исторических объектов, даже если на территории планируемой застройки их нет. Но Петербург является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и охране подлежит вся городская территория. Двойной контроль, по мнению депутата законодательного собрания Алексея Ковалева, поможет избежать многих градостроительных ошибок.

Ковалева: Я думаю, что это делается для того, что бы уйти вообще от какого бы то ни было контроля – двойного или одинарного. Вся территория Петербурга, включая пригороды, является одним историческим ландшафтом. Строительство, где угодно, в любой промышленной зоне может оказывать существенное воздействие на визуальные оси, которые должны оставаться незакрытыми. Везде требуется контроль органов охраны памятников!

Градозащитники приводят и конкретные примеры: мансарда на историческом здании Невского проспекта, превращенном в торговый центр или полный снос дома на Невском, 68. Недавние споры о высоте Охта-центра – всего этого могло бы не быть, если бы, по мнению зам. главы СПб отделения Всероссийского общества охраны памятников Александра Кононова, помимо городских законов, исторический центр охранялся и из федерального центра:

Кононов: Безусловно, Петербург является историческим поселением. Само это понятие было установлено еще в 2002 году, и на протяжении длительного времени не принималось никаких мер для составления соответствующего списка и конкретизации этих норм закона. Теперь вот, наконец, мы этот первичный список получили, и Петербург по праву туда вошел. Понятно, что это вызывает определенные проблемы, связанные с инвестиционной деятельностью, но здесь администрация демонстрирует другие приоритеты, нежели в среде градозащитников.

Однако исторический центр в Петербурге занимает лишь четвёртую часть всей территории города. В остальном это современные здания. Регламентировать строительство в спальных районах, где нет ни одного исторического памятника, по мнению вице-губернатора СПб Игоря Метельского – это дело города:

Метельский: В соответствии с содержанием этих норм закона, получается, что историческим поселением должен стать тот город, в котором нет никакой другой застройки, кроме исторической. Но Петербург, как и любой другой мегаполис, наряду с исторической застройкой имеет свободную застройку – это прилегающие территории Петербурга. Если бы законодатель сказал, что в историческом поселении есть некая зона, которая подлежит такому регулированию, и установил порядок ее формирования, то это было бы более обосновано.

Строители утверждают, что новые правила серьезно ударят по отрасли, а главное негативно повлияют на активность инвесторов. В правительстве уже отметили, что решение будет принято после того, как письмо Губернатора Петербурга будет рассмотрено всеми заинтересованными подразделениями.