19 марта в России – День подводника. Этот праздник отмечается последние 15 лет, хотя самим подводным силам России в этом году исполняется сто шесть. И, пожалуй, впервые за последние годы моряки встречают столь почтенный возраст с особым чувством. Только в этом году со стапелей судостроительных заводов будут спущены три новые субмарины, а в ближайшие несколько лет подводный флот пополнят еще восемь атомоходов. Как служат и живут подводники – узнал корреспондент телеканала "Россия-24", побывав на базе Северного флота в Гаджиево.
В кабинете начальника штаба подводных сил Северного флота висит картина того самого атомохода, на котором адмирал Виктор Кочемазов когда-то начинал службу. С 1988-го года он успел поплавать на всех субмаринах своей дивизии и даже сейчас, на командной должности, нет-нет, да и вырвется в море на "боевую".
"Те, кто выдерживает первые три-пять лет на корабле, потом прирастают и остаются навсегда – это становится образом жизни, религией человека на всю оставшуюся жизнь", – говорит он.
Из окон его кабинета открывается вид на бухту, она почти пустая – большая часть атомных лодок Северного флота сейчас в море на дежурстве, и такая картина адмиралу больше по душе. Ведь еще не забыты времена, когда из-за проблем с финансированием подводники сидели на берегу, а лодки ржавели у пирсов.
Престиж профессии моряка-подводника растет, молодые лейтенанты стремятся попасть в плавсостав, делится командир многоцелевой атомной подводной лодки 971-го проекта Павел Булгаков. Эти корабли со звериными названиями – "Гепард", "Тигр", "Волк", "Пантера" – называют охотниками за подлодками. Скоростные и бесшумные субмарины звериной дивизии то появляются в Средиземном море, то их вдруг обнаруживают у своих берегов американцы. Павел Булгаков, несмотря на свои 35, стал лучшим командиром подлодки на флоте. За что – скромно промолчал.
"Подводная лодка – это такой интересный организм, где или все побеждают, или все погибают. Поэтому, независимо от того, командир я или простой матрос – от действий любого будет зависеть жизнь всего экипажа", – говорит он.
Подготовить экипаж атомной субмарины на флоте считается сложнее, чем построить саму подлодку. Юрий Гагарин, побывав однажды у подводников в гостях, сказал: "Ваши корабли посложнее космических!". Подводные атомные ракетоносцы являются самой сложной в истории цивилизации техникой.
Лодкам в бухте гарнизона Гаджиево придется потесниться: на подводном флоте ожидают долгожданное пополнение. Атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения "Северодвинск" уже в этом году может войти в состав Северного флота. А всего в ближайшее время планируется построить шесть лоток проекта типа "Ясень".
Для новых подводных кораблей уже готовится система базирования, а в самом гарнизоне Гаджиево – столице подводных сил Северного флота – началось возведение первого нового жилого дома для офицеров и их семей. На очереди строительство спортивного комплекса, обещают отремонтировать дороги – всего в этом году выделено 300 миллионов рублей на улучшение быта подводников.
Двойняшки Ева и Кира пока еще не понимают, почему их папа подолгу пропадает из дома. На "железе", то есть на лодке, старший помощник командира проводит времени больше, чем в семье. Вот и сейчас Глеб Соколов собирается в очередной дальний поход, и когда он закончится – известно только командованию.
"Они уходят и самое ужасное для меня – что я не знаю где они, как они, все ли у них в порядке, когда они вернутся", – говорит его супруга Елена.
Умение, именно умение ждать появляется с годами, к этому никогда не привыкнуть. Но они тоже, как и их мужья, осознано связали свою судьбу с флотом, поэтому профессиональный праздник подводника жены моряков тоже считают своим.




















































































