Авиабилеты могут вновь стать невозвратными

В правительство направлены поправки в Воздушный кодекс, возвращающие в обиход так называемые невозвратные билеты - то есть те, которые продаются по самым низким ценам, но пассажир не имеет право их обменять или сдать обратно. Такая практика широко распространена во всем мире. Но в России некоторое время назад была отменена.

Два года назад кампанию по борьбе с нарушениями при продаже авиабилетов вела Антимонопольная служба. Глава ведомства Игорь Артемьев тогда возмущался: мол, железнодорожные и театральные билеты можно сдавать в кассу, а авиабилеты нельзя. ФАС потребовала от перевозчиков прекратить продажу так называемых невозвратных провозных документов. По правилам Воздушного кодекса, пассажир должен получить все до копейки, если отказывается от полета за сутки.

Невозвратные билеты очень выгодны авиакомпаниям: они гарантируют им загрузку самолетов, продаются задолго и стоят дешево, потому так широко практикуются зарубежными перевозчиками, в особенности низкобюджетными.

"Обычная европейская и американская практика такова, что невозвратными являются, как правило, билеты низкого и среднего класса. Многие авиакомпании в Европе делают градацию своей тарифной сетки: они прямо указывают, что это невозвратные билеты, но они стоят дешевле, и возвратные - они стоят дороже", - объясняет гендиректор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник.

Прошлым летом Минтранс разработал документ, по которому наши авиакомпании могли вводить пятипроцентные штрафы за возврат билета. Нынешние же поправки в Воздушный кодекс позволят пассажиру получить обратно свои деньги только при условии, что он откажется от перелета за 5 дней. Причем это касается дорогих тарифов. Дешевый билет назад не примут.

"Я уверен, что будет много обращений граждан с жалобами в связи с введением такого правила. Потому что жизнь диктует свои законы. Многие граждане хотят сдавать билеты - меняются обстоятельства, ситуация и, в общем, перевозчики должны прежде всего работать в интересах пассажиров и должны идти им навстречу", - считает представитель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль", адвокат Алишер Захидов.

Существенный плюс для пассажиров, который оправдал бы появление невозвратных билетов, это существенное снижение цен на них.

"Я считаю, что на цивилизованном рынке выиграли бы пассажиры, но только в том случае, если авиакомпании пойдут на снижение уровня тарифов (небольшой прослойке тарифов, которые они будут продавать задолго до вылета рейса)", - говорит гендиректор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. Но при этом он не исключает, что такое снижение просуществует недолго.

"Основные российские авиакомпании вряд ли будут серьезно снижать цены. Возможно, они воспользуются небольшим периодом популярности этой идеи и снизят немного цены, но в дальнейшем обратно вернуться к обычной своей бизнес-модели, когда они за несколько дней до вылета продают билеты дороже, за несколько месяцев продают билеты дешевле и так формируют свою выручку", - пояснил руководитель агентства.