Танец по-кубински: в Москву приехал Национальный балет Кубы

На новой сцене Большого театра сегодня состоится единственное в Москве выступление Национального балета Кубы. Артисты будут танцевать в честь основателя и бессменного руководителя труппы Алисии Алонсо. Сама она займет место в зрительном зале, но в конце вечера все же выйдет на сцену.

В Большом театре сегодня гала-представление. На новой сцене состоится единственное в Москве выступление Национального балета Кубы. Артисты будут танцевать в честь основателя и бессменного руководителя труппы Алисии Алонсо. Сама она займет место в зрительном зале, но в конце вечера все же выйдет на сцену, чтобы приветствовать московскую публику.

Алисия Алонсо улыбается так, как будто не было 12-часового перелета из Гаваны в Москву. И смеется, когда восхищенные журналисты говорят, что в 90 лет так выглядеть просто невозможно. Она точно знает, что возможно все. Даже танцевать почти в полной темноте. Еще в юности у балерины начались проблемы со зрением. За кулисами ходила, держась за декорации. На сцене ориентировалась по прожекторам – их специально включали как можно ярче. Видела лишь силуэты партнеров. Но о том, чтобы уйти из балета, не задумалась ни разу.

"Балет – это моя жизнь Я и сейчас регулярно занимаюсь. У меня дома есть хореографический станок. Каждый день я делаю что-то вроде класса. Думаете, почему я так хорошо чувствую себя и могу вот так запросто сесть на самолет и полететь куда-нибудь? Быть в форме мне помогает балет", – говорит Алисия Алонсо, руководитель Национального балета Кубы.

Она прекрасно знает русскую балетную школу – училась у примы дягилевских сезонов Александры Федоровой. Долгое время работала в США. В американском балетном театре исполнила свои коронные партии – Одетту-Одиллию, легендарную Жизель, покорившую в 1958 году Большой театр. Позже, в 1980 году Жизель с Алисией Алонсо уже на Кубе танцевал Владимир Васильев.

"Как у нас синонимом классического русского балета была Галина Уланова, то же самое можно сказать об Алисии Алонсо. Она – это культура Кубы", – объясняет Владимир Васильев, народный артист СССР.

В 1948 году Алисия Алонсо открыла первую на Кубе школу танца. Спустя 11 лет при поддержке Фиделя Кастро создала Национальный балет. Со своими артистами ездила в глухие деревни, открывала балет тем, кто даже слова такого не знал. В результате на Кубе сегодня артист балета – чуть ли не самая престижная профессия.

Вьенсай Вальдес рассказывает: в кубинскую Национальную школу балета каждый год сдают экзамены сотни детей, из них проходят конкурс примерно 30 человек. В главную балетную труппу страны попадают из них потом не больше 5. Сама Вьенсай в Большом театре выступает впервые. Танцует несколько партий и одну из своих любимых – Китри в "Дон Кихоте".

"Я знаю, что российская публика очень открытая, но при этом и требовательная. Ведь у вас такая сильная балетная школа и традиции. Ваша публика видела уже столько балетов в исполнении стольких артистов, что даже непрофессионалы сразу определяют – хорошо танцует артист или танцует в полноги", – волнуется Вьенсай Вальдес, солистка Национального балета Кубы.

Алехандро Вирейес в труппе Национального балета Кубы единственный танцовщик-мужчина, в репертуаре которого "Умирающий лебедь". Он уверен, чтобы поверила публика, нужно в первую очередь поверить самому. Так всегда говорит Алисия.

"Мы очень много репетируем. Алисия очень требовательна – и к себе самой, и к нам. Работа-работа-работа. Мне кажется, что она не знает, что такое отдых", – рассказывает Алехандро Вирейес, солист Национального балета Кубы.

Алисия Алонсо пообещала: в конце московского гала-концерта она сама обязательно выйдет на сцену, чтобы поприветствовать публику. Говорит, энергией ее заряжают горящие глаза зрителей. И чтобы в них заглянуть, совсем не необязательно хорошо видеть.