24 октября – сто лет со дня рождения Аркадия Райкина. Актера, сатирика, режиссера, который олицетворял собой целую эпоху в истории советской эстрады. Его называли "человеком с тысячью лиц" за удивительный дар перевоплощения. Билеты на его спектакли доставали с боем, во время телепередач с его участием от экрана не отходила вся страна. А фразы, произнесенные Райкиным со сцены почти полвека назад, цитируют до сих пор.
Зрители не просто хохотали – плакали от смеха на концертах Райкина. Ходили на выступления по несколько раз, затем пересказывали знакомым миниатюры про зубной мост, плохо сшитый костюм, дефицит.
"Много раз я выходил на сцену с миниатюрами, которые читал Райкин. Казалось бы – выучил и скажи. Нет, чего-то во мне не хватает, того, что было у Райкина", – говорит народный артист СССР Олег Басилашвили.
Он получил профессиональное образование в Ленинграде, ровно один день проработал в Александринском театре и сбежал оттуда – решил, что не имеет права выходить на одну сцену с великими Бабочкиным и Полицеймако. Успех пришел в 1939-м, когда он выступил с танцевально-мимическим номером "Чаплин".
В то время артисты и писатели изъяснялись на эзоповом языке, а зрители и читатели с жадностью ловили этот скрытый смысл. Райкинские миниатюры, казалось бы, о бытовых проблемах – соседях по коммуналке, водопроводчиках, завмагах. Но по сути – о ненормальности советской жизни.
Это сцена из спектакля "Ах, какая это была удивительная игра" в Петербургском театре "Русская антреприза". Художественный руководитель Рудольф Фурманов дружил с Аркадием Райкиным, организовывал антрепризные спектакли в провинции. Ездили вместе – Аркадий Райкин, Олег Басилашвили, Лариса Голубкина, Вадим Медведев.
"Басилашвили читал стихи Маяковского, а Райкин вместо отдыха слушал и говорил "Ах, как он читает стихи, я получаю удовольствие". А потом, проглотив очередную пилюлю, он выбегал как мальчишка на сцену и читал очередной монолог. Это чудо!" – вспоминает Фурманов.
Аркадий Райкин всегда был требователен к себе и другим. Смена масок и костюмов в легендарном спектакле "Откровенно говоря" – его находка.
Руфь Райкина работала вместе с мужем в Театре миниатюр, она была не только актрисой, но и старостой коллектива, помогая супругу во всем. Жесткий и амбициозный Аркадий Исаакович прислушивался только к мнению Ромы – так ее называли друзья.
"Большая умница, интеллигентная ,очень образованная, умная женщина. Она, конечно же, очень влияла на папу и как-то его подправляла, исправляла", – вспоминает Константин Райкин.
Райкина и его театр не любил Григорий Романов – первый секретарь Ленинградского обкома партии. Особую ненависть вызвал спектакль к 100-летию Ленина, где Райкин цитировал вождя мирового пролетариата. Разумеется, спектакль на телекамеры не снимали.
Большая Конюшенная улица в Петербурге и Театр эстрады, где с 1939 года Аркадий Райкин выступал со своим коллективом. Его Театр миниатюр давал здесь по нескольку спектаклей в месяц с неизменным аншлагом. Однако с 70-х Райкин уже предпочитал выходить на сцены Домов культуры. Своего помещения Театр миниатюр в Ленинграде так и не получил, что стало одной из причин отъезда.
Отчаявшись, Райкин лично попросил помещение для своего театра у Леонида Брежнева. Генсек распорядился. В 1982-м Театр миниатюр переезжает в Москву. Ленинград Аркадий Исаакович покинул только через четыре года – пожилым человеком, пережившим несколько инфарктов. Он ушел, когда стало трудно выходить к своим зрителям – а вне эстрады Райкин себя не мыслил.




















































































