Неизвестную коллекцию гравюр показали публике

Шедевры Дюрера, Раймонди, Калло, Рембрандта – на выставке в галерее Зураба Церетели. Представлены работы итальянских, французских, немецких, нидерландских граверов XV-XVII веков. Некоторые эстампы западноевропейских мастеров гравюры выставляются впервые.

Неизвестная коллекция Российской государственной библиотеки. Шедевры Дюрера, Раймонди, Калло, Рембрандта – на выставке в галерее Зураба Церетели. Представлены работы итальянских, французских, немецких, нидерландских граверов XV-XVII веков. Некоторые эстампы западноевропейских мастеров гравюры выставляются впервые. Граверы были хроникерами своего времени, предшественниками фоторепортеров.

Гравюру Рембрандта ван Рейна "Отсечение головы Иоанна Крестителя" почти век не показывали публике. Она – из коллекции Российской государственной библиотеки. Последний раз эстампы "старых мастеров" выставляли в 1916 году тогда еще в Румянцевском музеуме, который позже расформировали. В здании поселилась библиотека. Гравюры вскоре перешли Пушкинскому музею. Альбом с Рембрандтом не взяли. Возможно, он был за кем-то "записан".

С Пушкинским музеем сотрудники Ленинки в середине 20-х годов решили потягаться – хотели создать свой Музей печатного искусства. Собирали плакаты, рисунки и, конечно, эстампы. Музей, правда, не получился, зато в отделе изоизданий сегодня – одна из крупнейших в России и, увы, самых неизвестных коллекций гравюр – 130 тысяч листов.

Великий немецкий живописец Дюрер – мастер ксилографии – оттисков на дереве. В работе "Большая пушка" он одним из первых опробовал офорт – это когда изображение на металле вытравливается кислотой. Придумал штрих, которым пользовались потом еще три века, пока не появилась фотография.

"Ранние мастера – это как раз характерно и для русской ранней гравюры – это коротенькие рубленые тоненькие штришки, не всегда в соответствии с анатомией. Дюрер, который специально изучал анатомию, разработал специальную штриховку для создания иллюзии глубины", – рассказала Мария Ермакова, ученый секретарь РГБ, куратор выставки.

К другим работам руку приложил Рубенс, что угадывается по пышным формам женщин. Сам мастер гравюры не делал – поручал ученикам. Схельте Адамс Больсверт, процарапывая рубенсовскую "Мадонну с младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем", носил пробный оттиск учителю. Великий фламандец редактировал.

"Гравюра – это более эстетское произведение, оно требует определенной подготовки. И Рубенс это прекрасно понимал, выпуская свои гравюры. Он понимал, что будут ценить именно его мастеров. И когда кто-то пытался издать его рисунок в другой мастерской, то дело могло дойти до судебных разбирательств, как и было однажды", – пояснил Олег Хромов, член президиума Российской академии художеств.

Граверы XV-XVII веков – предшественники фоторепортеров. Хроникеры своего времени. На листах – битвы, осады, восхождения на трон. Это, наверное, первое в мире массовое искусство. Повесить у себя живопись Тинторетто мог позволить себе далеко не каждый. Но отпечатанное и вставленное в раму "Убийство Лукреция" не меньше украшало любые покои.

Два года назад Российская государственная библиотека начала оцифровывать свои фонды. На портале rsl.ru уже выложены диссертации и частично русская классика. А скоро будет готов сайт, посвященный войне 1812 года. Гравюры в библиотеке тоже сканируют. Возможно, скоро электронные копии всех этих произведений искусства тоже появятся в Интернете.