Урал. Пермь. Военный институт внутренних войск МВД России. Впрочем, есть здесь факультет, готовящий офицерские кадры для всех силовых структур России. Служат его выпускники в Федеральной службе охраны, в полиции, в погранвойсках, а также в различных спецназах – и Минобороны, и ФСБ.
Наш герой – Леонид Петров. Учится здесь уже третий год. Старшина курса.
Все, кто живет в кубриках, живут дружно. Здесь нет никаких бытовых проблем, каждый знает, что он должен делать, за что отвечает. То есть все всегда просто.
Леонид немного старше своих сокурсников. Перед поступлением в военный институт он успел два года отучиться в политехническом. Потом резко изменил судьбу. Сделал свой выбор. Решил делать то, о чем мечтал.
"Представлял себя в военной форме: а что, если бы я был командиром? А как вообще строить отношения с людьми? То есть это был достаточно интересный вопрос – как строятся отношения, когда есть подчиненный, а есть командир", – рассказывает Леонид Петров.
Теперь о специальности… По роду службы Леониду Петрову подчиняются не только курсанты, но и вот эти питомцы – факультет кинологии! Вместо классической зарядки здесь выгул собак.
"Третий курс у нас проходит полностью с собаками", – поясняет Леонид.
"Спорт – с собаками, свободное время иногда – тоже с собаками. То есть стараемся по максимуму проводить время с ними. Внутренние войска готовят собак вообще-то только по двум направлениям. Это патрульно-розыскные собаки и минно-розыскные, т.е. только такие задачи стоят перед внутренними войсками. И, соответственно, у нас поголовье ремонтных собак, которыми мы занимаемся, они разделены также на две группы: патрульно-розыскные собаки и минно-розыскные. Моя собака относится к категории минно-розыскных собак. В автомате болтик закрутил, на защелку поставил – всё! Здесь нужен особый подход к каждой собаке, т.к. у каждой, естественно, свой характер, свой темперамент, поэтому нужно учитывать особенности каждой собаки", – рассказывает Петров.
После прогулки курсанты, не заходя в казарму, кормят своих подопечных. У собак – своя кухня-столовая.
Идем на кормокухню. Здесь производится раскладка пищи для собак. Питьевой режим тоже обязательно соблюдается для каждой собаки.
У собак и волкособов, смеси волка с овчаркой (здесь и такие есть), кормежка на высшем уровне – мясо второй категории. По сути, здесь курсанты – не командиры, обычные рядовые кинологи. Пока собака ест, каждый убирается в вольерах. Смотрит, чтобы в поилках была вода.
Распорядок дня строгий. Тут нельзя просто так взять и куда-то пойти. Встретит тебя офицер: "Товарищ курсант, а вы куда?" Нет четкого ответа – начинаются разбирательства.
По плацу во многих частях можно перемещаться либо строем, либо бегом. На гражданке, опять же, проголодался – пожалуйте в буфет, в ресторан… На службе – столовая. Здесь главное не вкусовые изыски, а калории, рацион.
"Я думаю, что служба всем нужна. Не в том объеме, что здесь, не все могут становиться военными… Но вы знаете, нужны хотя бы самые верхушки военного дела – то есть во всем по чуть-чуть, потому что это действительно пригодится в жизни", – уверен курсант Петров.
По средам в институте все носят с собой противогазы – "Резиновый день", как здесь шутят. Кадры эти напоминают фильм "Сибирский цирюльник"… Только там американский сержант кричит, а Леонид Петров предельно тактичен.
"Соответственно, когда не сделал вдох-выдох, ядовитые вещества попадают на слизистую глаз… Пять секунд – временной показатель на "отлично"... Но имеются недостатки", – рассказывает Леонид.
"Так как я командир, получается, что нужен к каждому свой подход. Конечно, есть одинаковые команды, приказания, но когда находишься вне строя, нужно с ними и поговорить, и какую-то проблему решить, спросить, как дела. У него, может, на душе камень какой-то лежит, и надо просто иногда с человеком поговорить", – считает он.
- Здравствуйте, товарищи курсанты!
- Здравия желаем, товарищ преподаватель!
- Вольно! Садись!
Ну, в каком еще военном вузе изучают биологию? А у кинологов это основной предмет.
"Сегодня у нас, ребята, заключительное занятие по теме двенадцать…" – начинает занятие преподаватель.
Военный кинолог должен не просто кормить собаку, гулять с ней, дрессировать… Он еще и грамотный ветеринарный врач!
Более пятисот человек выпускаются из института ежегодно. Многие едут служит на Северный Кавказ.
Пять лет учебы проходят в комфортных условиях. Начальник института, генерал Владимир Капищенко, устраивает небольшую экскурсию.
"И пошли на обход спортзала!" – приглашает Капищенко.
Начинаем со спортзала.
"Ну что, о таком спортзале я, наверное, мог только мечтать, будучи курсантом в институте, военном училище, да и последние пять лет, находясь здесь в должности", – говорит начальник института.
Физподготовка здесь – особый предмет. Для занятий созданы все условия.
Пермский институт – четырнадцатое место службы генерала. Была Германия, была Чечня, Сибирь, Нагорный Карабах…
"Обратите внимание: бассейн, зал для рукопашного боя… Так вырабатываются хорошие черты мужского характера – взаимовыручка, товарищество, поддержка друг друга, преданность тому коллективу, где он проходит службу", – ведет экскурсию Капищенко.
Однако вернемся к сержанту Петрову и его собаке… У обычных курсантов самоподготовка проходит в аудиториях. У кинологов – на площадке. Леонид хвалит собаку непрерывно. Конечно, от ее поведения, от желания подчиняться многое зависит. Обычный курсант сдает зачеты один, кинолог – вместе с питомцем.
Служебная собака – настоящее оружие. Она и мину обнаружит, и фугас, закопанный глубоко в землю, причем точнее и быстрее, чем миноискатель. И врага учует заранее, и обезвредит нападающего, если понадобится.
Впереди у Леонида Петрова еще два года учебы. А потом – тяжелая и, весьма вероятно, опасная служба.
"Когда ты произносишь все эти звучные фразы – "Я хочу служить стране, Родине", – никто на самом деле этому никакого значения не придает. Но сейчас я все чаще об этом думаю, и если мне скажут: "Надо!", я скажу: "Да, давайте, сделаю все возможное", – говорит Леонид.
Вот чем отличается гражданский человек от военного. Когда говорят "Надо!", у первого есть возможность подумать, а второй идет и выполняет приказ.
И все-таки частично на свой вопрос "Зачем люди идут служить в армию?" я сегодня, наверное, ответил. Главная тайна заключается в том, что на Руси огромное количество молодых людей, которые в поисках приключений – а с ними, безусловно, связана служба в армии – готовы пожертвовать домашним уютом и городским комфортом. Но это один из многих, многих факторов.












































































