В Омске узнали, как казаки Париж покоряли. Экспозиция из фондов Государственного исторического музея посвящена 200-летию взятия французской столицы русскими войсками. Подлинные вещи XIX века иллюстрируют повседневную жизнь казаков времен Отечественной войны 1812 года.
Их боялись, ими восхищались. "Степные варвары" – так называли русских казаков в Европе. Весной 1814 года через главные ворота Парижа первым прошел именно лейб-гвардии Казачий полк. За ним во главе огромной свиты в столицу Франции въехал император Александр I. О том, как казаки Париж покоряли, в серии акварелей поведал пражский художник Георг-Эммануил Опиц. Сейчас так называемая Дашковская коллекция – гордость Государственного исторического музея.
"Их небольшие приключения, забавные сцены, все очень живо, естественно. Они купались в Сене, готовили себе пищу, ходили по магазинам, посетили даже Лувр", – комментирует картины заместитель директора по научной работе Государственного исторического музея Андрей Яновский.
Они восхищались Аполлоном и изящными парижанками, в центре французской столицы – прямо на Елисейских полях – разбили бивуаки и на глазах изумленных французов купали лошадей в Сене. На целых два месяца русские казаки стали настоящей достопримечательностью Парижа.
"Когда казаки и русская армия покинули Париж, воспоминания о казаках остались в этих самых "бистро": Быстро-быстро! Хозяйка, давай покушать! И еще в появлении моды "а ля казак" и "а ля рюс", – рассказывает научный сотрудник экспозиционного отдела Государственного исторического музея Людмила Сахарова.
Огромным тиражом разошелся по Европе вот этот портрет – мисс Платова в русском сарафане и кокошнике. Её отец – атаман Всевеликого войска Донского Матвей Платов. Под его командованием казачья кавалерия не раз разбивала неприятеля. Атамана хорошо знали в Европе. Смельчаку, который захватит в плен Наполеона, он пообещал отдать в жены свою дочь. За заслуги в войне 1812 года указом императора Александра I лихой атаман был возведен в "графское достоинство". А также был представлен к получению памятной медали за взятие французской столицы. Но награда, учрежденная в 1814 году, так и не была вручена: с восстановлением династии Бурбонов русский император счел неудобным их выпуск.
"При Александре I эта выдача так и не произошла. Произойдет она уже через 12 лет в 1826 году при Николае I", – объясняет научный сотрудник экспозиционного отдела Государственного исторического музея Людмила Сахарова.
Вековой юбилей Отечественной войны 1812 года Россия отмечала с размахом. В честь победы возводили храмы, устанавливали памятники. Большими тиражами богородские и сергиево-посадские умельцы выпускали памятные сувениры. Оригинально оформили свою продукцию и мастерицы знаменитой Прохоровской мануфактуры. В центр юбилейного платка они поместили слова Александра Первого Наполеону – ответ на предложение о заключении мира: "Я лучше отпущу себе бороду, нежели подпишу позор своей Родины и своего дорогого народа".