Решение Тегерана обогащать уран до 20 процентов не окончательно, заявил посол Ирана в РФ Махмуд Реза Саджади. По словам Саджади, Иран "неоднократно подтверждал согласие на обмен топливом". "Если МАГАТЭ согласится обменять топливо синхронно на территории Ирана, то мы пойдем на это", - заявил он.

Иран может пересмотреть свое решение самостоятельно дообогащать уран до 20 процентов, если МАГАТЭ согласится учитывать озабоченности Тегерана, заявил посол Ирана в РФ Махмуд Реза Саджади. "Если МАГАТЭ согласится обменять топливо синхронно на территории Ирана, то мы пойдем на это", - сообщил глава иранской дипмиссии "Интерфаксу".

По словам Саджади, Иран "неоднократно подтверждал принципиальное согласие на обмен топливом". "То, что является объектом нашего разногласия с МАГАТЭ, касается формулы этого обмена. Причина разногласий - это тот факт, что в составе стран, которые должны участвовать в формуле обмена топливом, находится Франция", - сказал глава иранской дипмисси .Он отметил, что "Франция в прошлом не выполняла свои обязательства перед Ираном". "Поэтому у нас возникли опасения, связанные с тем, что, если мы дадим согласие на вывоз нашего низкообогащенного урана за границу, то никогда не получим дообогащенный до 20 процентов уран".

Именно поэтому, заявил дипломат, Тегеран предложил обмениваться топливом синхронно и на территории Ирана. "Мы были даже готовы выслушать другие предложения, гарантирующие, что в итоге этого обмена мы получим назад то топливо, которое нам нужно", - сказал Саджади. Он убежден, что, "если у МАГАТЭ нет никакого политического намерения, а речь идет исключительно о технических деталях, этот вопрос может быть урегулирован между нами".

По словам дипломата, Иран нуждается в топливе для исследовательского реактора, который производит изотопы в медицинских целях - для лечения больных раком, который в Иране, по его словам, 850 тысяч. "Поэтому своим действием хотели дать сигнал МАГАТЭ о том, что если этот вопрос не будет как-то экстренно решен, то, возможно, мы сами будем обогащать до 20 процентов свой уран для производства этих медикаментов. Ведь мы несем ответственность за такое большое количество раковых больных в Иране", - отметил Саджади.

Комментируя скептические высказывания ряда экспертов о том, что Иран не располагает достаточными ресурсами для самостоятельного обогащения урана, глава иранской дипмиссии сказал: "Это большое упущение со стороны западных стран, воспринимать Иран как государство с маленькими возможностями". Саджади выразил уверенность ,что Иран сможет в ближайшее время дообогатить уран до 20 процентов в нужных количествах, как достичь любых поставленных целей в атомной энергетике.

Предложение МАГАТЭ Ирану, одобренное "шестеркой" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы (5 членов СБ ООН и Германия), предусматривало дообогащение иранского 3,5-процентного урана до 19,75 процентов в России, а затем изготовление во Франции топливных сборок для Тегеранской исследовательского реактора. Впервые это предложение прозвучало 1 октября на заседании политдиректоров "шестерки". Однако переговоры по конкретным аспектам возможной сделки не привели к результатам, и 9 февраля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил о том, что Иран самостоятельно будет обогащать свой уран до 20 процентов.