Специалисты не верят в списание Ту-154

Сотни пассажиров в пятницу не смогли вылететь из аэропорта Владивостока из-за непогоды
Доля пассажирских самолетов иностранного производства в эксплуатации российских авиакомпаний достигла 50%. Остальные - в основном старые российские "ИЛы" и "ТУшки". Но их доля в парке российских авиакомпаний постоянно сокращается.

Доля пассажирских самолетов иностранного производства в эксплуатации российских авиакомпаний достигла 50%. Остальные - в основном старые российские "ИЛы" и "ТУшки". Но их доля в парке российских авиакомпаний постоянно сокращается. "Аэрофлот" и "Пулковские авиалинии" уже заявил, что отказывается от Ту-154, "Уральские авиалинии" - от когда-то престижных ИЛ-86. Аналогично поступают и многие другие авиакомпании. Наши старые самолеты заменяют в основном на импортные. Не всегда новые, но еще с достаточно приличным рабочим ресурсом. А куда деваются лайнеры, выведенные из эксплуатации, выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Ткачук.

Сейчас в России эксплуатируется более 500-от пассажирских лайнеров. При этом доля самолетов зарубежного производства нового поколения составляет 16%. 32% находятся в середине срока эксплуатации. Остальные - российские, большая часть которых на грани выработки ресурса. У таких авиалайнеров два пути - быть проданными в третьи страны, либо отправиться в утиль. По мнению главного редактора национального аэрокосмического журнала "Взлет" Андрея Фомина, Ту-154 ''Аэрофлота'' находятся в приличном состоянии и могли бы еще полетать.

''В настоящее время на Ту-154 летают ряд российских авиакомпаний. Например, "ЮтЭйр" до сих пор эксплуатирует Ту-154. Или поставка за рубеж: в первую очередь, в последние годы получила особую популярность передача самолетов в лизинг или продажа авиакомпании Ирана. В Ливии есть определенное количество российской гражданской авиатехники. Возможно, Алжир", - размышляет Фомин.

Кроме того, на Ту-154 летают практически во всех странах СНГ и даже в некоторых странах Восточной Европы, говорит Фомин.

"Буквально пару недель назад было официальное сообщение о том, что самарский завод "Авиакор", который производил Ту-154, и сейчас завершает их выпуск, капитально отремонтировал и передал заказчику очередной Ту-154, который используется в польском президентском авиаотряде. Учитывая связи Польши с НАТО и то что в ВС самолеты российские заменяются на западные, тем не менее, президент у них пользуется самолетом Ту-154. И они планируют в этом году второй самолет, который имеется, также у нас отремонтировать и продолжать его использовать", - рассказывает Фомин.

Для тех авиалайнеров, которые уже отработали свой ресурс, путь один - в утиль. Но и здесь они еще пригодятся, говорит гендиректор компании "Инфомост" Борис Рыбак.

"Сначала снимается все работоспособное оборудование. Оно идет в фонд запчастей. Если авиакомпания не имеет больше самолетов этого типа, то продается на рынке. Из тех агрегатов, которые должны быть утилизированы, забираются все драгметаллы. То есть это сложный технологический процесс отбирания того, что можно еще использовать, разбирания того, что невозможно, утилизация по типам металлов и так далее", - поясняет Рыбак.

Но есть еще один путь завершения своей "летной карьеры". Например, стать памятником, как "ТУшка" во Внуково. Или попасть в руки к коллекционеру, стать домом или рестораном. В основном такие истории встречаются на Западе, но и в России есть как минимум один пример, рассказывает председатель редсовета журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров.

"Я видел один самолет-бар, который установлен где-то под Красноярском, не знаю, жив он еще или нет, в котором пытались сделать что-то типа а-ля кафе или ресторана. Возможно, еще где-то есть", - вспоминает Комаров.

Возможно, и есть. Хотя дело это достаточно дорогостоящее. Во-первых, самолет, даже списанный, достаточно дорого стоит. Во-вторых, его нужно доставить на место. Ну и, в-третьих, переоборудовать под ресторан или еще что-нибудь. Так что вряд ли это может стать массовым.

К тому же, по мнению специалистов, списывать совсем со счетов 154-ый не стоит. Серьезный недостаток у него только один - он много потребляет керосина. А так - машина надежная. Так что многим из ныне летающих до списания еще далеко.

Читайте также по теме:

Долгожитель отечественной авиации Ту-154 навсегда покидает небо

Самолет Ту-154. История, технические характеристики