Южные обычаи. Реплика Максима Соколова

Южные обычаи. Реплика Максима Соколова
Имеет место глобальное потепление или не имеет, но в последние недели совершенно не слышно насмешек над сторонниками этой теории - а ведь как смеялись над ними еще несколько месяцев назад, когда в Европе стояла не по сезону холодная - хоть собак гоняй - погода.

Имеет место глобальное потепление или не имеет, но в последние недели совершенно не слышно насмешек над сторонниками этой теории - а ведь как смеялись над ними еще несколько месяцев назад, когда в Европе стояла не по сезону холодная - хоть собак гоняй - погода. Так что - есть глобальное потепление или нет его, мы не знаем, но на более континентальный климат, когда зимой сильно холодно, а летом очень жарко, это все более начинает походить.

Главный санитар Геннадий Онищенко в глобальные проблемы климата не вдавался, а сразу предложил преодолевать последствия летнего зноя изменением графика работы - "С учетом жары трудовую активность можно перенести на более раннее и более позднее время, а в пик жары, когда самый солнцепек, можно сделать удлиненный перерыв".

Способ известный, давно практикуемый, например, в особо знойных регионах Средиземноморья. В Испании обычай долгого полуденного перерыва называется сиестой. И это слово даже стало международным. С этим, правда, санитар не согласился. В ходе дальнейшей дискуссии он объявил: "Слово "сиеста" я никогда не произносил, для меня это ругательство. Я везде говорю о продлении дневного перерыва".

Геннадий Онищенко действительно любит надзирать за самыми разными явлениями природы и общественной жизни, захотел, вероятно, понадзирать и над языком, но что ругательного в слове сиеста, понять трудно. Прекращение всей деловой жизни в самое жаркое время дня России, в отличие от южной Испании, не свойственно. Отсутствующие в родном быту явления часто называют, используя язык страны, где это обычно. Например, наряду с сиестой, у нас не практикуется бой быков, и мы называем его испанским словом "коррида". Совершенно нормальная языковая практика, к тому же и слово более короткое.

Другое дело, что хоть "сиеста", хоть "продление дневного перерыва" - в России это мало реально. Хотя председатель МГД Владимир Платонов счёл необходимым тут же отреагировать на актуальное предложение, указав, что в законодательном оформлении сиесты нет необходимости, ведь "трудовое законодательство позволяет и сейчас работодателю сдвигать рабочее время", уместнее было бы указать не на отсутствие необходимости, а на отсутствие возможности.

Обязательным условием для сиесты является возможность дневного отдыха, чтобы не надрываться в самое жаркое время дня, а вместо того - поработать уже по вечерней прохладе. Соответственно, во время сиесты работнику следует отдыхать, а самый лучший отдых - поспать у себя дома на кровати. Как, собственно, и делают в жарких странах с традиционной сиестой.

Но необходимым условием для этого является соответствующее устройство населенного пункта, когда место работы находится в непосредственной доступности от места проживания. Иногда это вообще один и тот же дом - человек живет там же, где у него лавка, иногда до места работы нужно идти 5, от силы 15 минут. В этом случае долгий обеденный перерыв имеет прямой смысл. Максимум полчаса на дорогу туда и обратно дает возможность как минимум два часа поспать, для чего обычай и существует.

Но это именно компактные поселения. К практике не то что мегаполисов вроде Москвы, к практике даже относительно больших городов с населением в несколько сотен тысяч это, скорее всего, уже не имеет отношения. В Москве дорога от дома до работы вообще может занимать и два часа, и более, чтобы только съездить домой и тут же обратно, никакого перерыва не хватит. Если дать работнику в самую жару трехчасовой перерыв, спрашивается, что он будет делать в это время?

Веками складывавшийся быт жарких стран - это быт весьма обдуманный, но совсем особенный. Перенести разумные особенности этого быта в современные мегаполисы неразумно, потому что невозможно. В этом смысле можно понять боязливые разговоры о всеобщем потеплении. Если оно вправду имеет место, жизнь в мегаполисах станет совсем неприятной, а вернуться к традиционным формам жизни - как в тех же южной Испании или южной Италии - вряд ли реально. Поэтому будем надеяться, что сторонники теории потепления погорячились.