20 лет назад - 12 сентября 1990-го года - в Москве состоялось подписание договора о Германии. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко уверен, что именно в этот день была решена проблема объединения страны.
Договор был подписан по схеме "два плюс четыре". То есть, с одной стороны (что само по себе очень показательно) его подписали министры иностранных дел ФРГ и ГДР, а с другой - руководители внешнеполитических ведомств СССР, США, Великобритании и Франции. В данном случае эта четверка - именно те страны, которые оккупировали нацистскую Германию в 1945. И на протяжении 45 лет диктовали свою политическую волю обеим немецким государствам. Отныне все это становилось достоянием прошлого. Фактически, соглашение, подписанное в тот день в Москве, было мирным договором между Германией и державами-победительницами во второй мировой войне. Его результатом стало восстановление - цитирую "полного суверенитета Германии над своими внутренними и внешними делами".
Что касается внутренних дел, то на фоне коллапса государственности в ГДР, всем уже было ясно, что Восточная Германия просто будет включена в состав ФРГ. Это общее желание практически всех немцев. С этим задержки не будет. А, вот, обстоятельства внешнего характера еще могли затормозить процесс объединения двух Германий. Мало кто теперь помнит, но появлению на карте мира Единой Германии были, как говорится, "не до конца рады" в Великобритании. Британское правительство всячески пыталось оттянуть время. Из чего исход переговоров в Москве был до последнего дня не ясен, поскольку британцы стали вдруг настаивать на своем праве проводить в будущем военные учения на территории ГДР.
Только потом станет понятным, что такое требование осенью 1990 года было выдвинуто исключительно в расчете на то, что руководство Советского Союза с этим не согласится. Госсекратерю США Джеймсу Беккеру и министру иностранных дел ФРГ Гансу-Дитриху Геншеру пришлось целую ночь накануне подписания уговаривать своего британского коллегу снять это требование. В результате, военно-политический статус германских государств в договоре оказался сформулирован расплывчато и двусмысленно. В нем была фраза о запрете на принятие внешнеполитических решений без консультаций с державами-победительницами, которую советское руководство трактовало как барьер для расширения НАТО на Восток за счет территории ГДР. А США, Англия и Франция исходили из того, что этот запрет не распространяется на ФРГ, а коль скоро ГДР перестает существовать в каком-либо виде, вливаясь в Западную Германию, то субъектом международного права выступает ФРГ - она член НАТО. А ее суверенитет отныне неограничен и распространяется на всю территорию.
"Всей", то есть единой, эта территория станет уже спустя три недели. Вот этого, пожалуй, никто, кроме самих немцев, тогда был не в стоянии предвидеть.
История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ".
























































































