Вчера на 61-м Берлинале прошел день, посвященный российскому кино. Кроме конкурсной картины Александра Миндадзе "В субботу" и внеконкурсной "Мишени" Александра Зельдовича показали документальный фильм о Михаиле Ходорковском. Подробности - в материале обозревателя "Вести ФМ" Антона Долина.

Вчера на 61-м Берлинале прошел день, посвященный российскому кино. Кроме конкурсной картины Александра Миндадзе "В субботу" и внеконкурсной "Мишени" Александра Зельдовича показали документальный фильм о Михаиле Ходорковском. Подробности - в материале обозревателя "Вести ФМ" Антона Долина.

Оба российских фильма, "Мишень" Александра Зельдовича и "В субботу" Александра Миндадзе, показали в один день - в понедельник. Но впереди много репризных сеансов и много дискуссий, которые стартовали сразу после премьер, так что можно не сомневаться: русский след будет тянуться до самого конца Берлинале, когда жюри с Изабеллой Росселлини во главе либо увенчает кого-то из наших, либо нет. Собственно, "кого-то" - это съемочную группу психологической драмы-катастрофы Миндадзе, поскольку Зельдович представлен в параллельной программе "Панорама" и на серебряных и золотых "Медведей" претендовать не может.

Для нашего кино оба эти фильма вполне революционны и, безусловно, актуальны. "Мишень" через призму научно-фантастического мира Москвы 2020 года, придуманного сценаристом Владимиром Сорокиным и изобретательно воплощенного режиссером, заново рассказывает историю Анны Карениной, а заодно иронизирует над стабильностью и модернизацией, курс на которые взяли нынешние руководители России: но не увидят ли в этом европейцы лишь изысканный эксперимент с жанром, стилистическую игру? Тем более, что виртуозная работа оператора Александра Ильховского и монументальный саундтрек Леонида Десятникова располагают к такой трактовке.

Еще сложнее с фильмом Миндадзе: он заинтересовал, заинтриговал публику, но оставил ее в недоумении. Катастрофичность русского сознания режиссер показал через историю о первом дне Чернобыльской аварии, а в центре - маленький человек, инструктор горкома, прекрасно сыгранный бывшей звездой "Стиляг" Антоном Шагиным: он хочет бежать из обреченного города, но боится, не может. Как не сбежать, почему надо остаться и утопить себя в пьяном угаре на чьей-то чужой свадьбе? Прагматичному европейскому и тем более американскому сознанию не вполне ясно и это, хотя визуальную изысканность фильма Миндадзе и особенно импульсивную работу румынского оператора Олега Муту отметили все. Теперь все зависит от жюри. Все, кроме оценки самого нашумевшего фильма программы - внеконкурсного "Ходорковского", над которым на протяжение пяти лет работал немецкий режиссер Сирил Туши.

Компьютер с фильмом был похищен незадолго до премьеры, но картину восстановили. В итоге ажиотаж был просто непередаваемым: даже при двух дополнительных сеансах, назначенных дирекцией фестиваля, половина желающих в зал не поместилась. А кино, как ни странно, оказалось по-хорошему наивным, эмоциональным и вместе с тем беспристрастным портретом одного из самых ярких персонажей современной политической арены. Именно персонажей, а не реальных людей - в исполнении Туши Ходорковский стал героем шекспировской драмы, многогранным и неоднозначным. Проблему с невозможностью снять своего героя на камеру режиссер решил особенно оригинально: он нарисовал Ходорковского и сделал о нем мультфильм, чем-то напоминающий комикс, причем черно-белый, что неплохо передает двойственность фигуры опального российского олигарха.