Отменой крепостного права были недовольны все. Интервью с Сергеем Мироненко

В этом году в России отмечаются две большие даты: 150 лет отмены крепостного права и 130 лет со дня рокового покушения на царя Александра ІІ. Крестьянская реформа, проведенная в 1861 году, упразднила крепостное право в Российской империи.

В этом году в России отмечаются две большие даты: 150 лет отмены крепостного права и 130 лет со дня рокового покушения на царя Александра ІІ. Крестьянская реформа, проведенная в 1861 году, упразднила крепостное право в Российской империи. Крестьяне получили личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Однако, земли им не дали. На царя-реформатора Александра ІІ террористы-народовольцы открыли форменную охоту. После серии неудачных покушений, террористы сумели убить царя. А ведь помимо крестьянской реформы,  Александр ІІ провел и другие, очень важные для страны  реформы: судебную, военную и местного самоуправления. Об этом Андрей Светенко побеседовал с директором Государственного архива Российской Федерации Сергеем Мироненко в студии "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. У нас в гостях Сергей Владимирович Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории 19 – начала 20 веков истфака Московского Государственного университета. Сергей Владимирович, рад вас видеть снова в нашей студии.

Мироненко: Здравствуйте.

Светенко: Снова (может быть, для кого-то это покажется уже разговором, который он слышал) мы будем говорить о важных датах начала этого года: 150 лет отмены крепостного права, и вот надвигается такая печальная дата – 130 лет со дня убийства, покушения на царя-освободителя, на Александра Второго. Мне кажется, вот в увязке с темой народовольцев, с теми, кто вроде бы выражал народную волю (а царь-освободитель как раз вот, может быть, эту вековую волю-то и выполнил), вот хотелось бы услышать ваши оценки, ваш взгляд на то, почему действительно то, к чему подбирались так или иначе, начиная с Екатерины Второй, но какую-то отмену крепостного права удалось осуществить именно Александру Второму. И почему именно этого царя, который исключительное положение занимает, на мой взгляд, в отечественной истории как реформатор, либерал, именно за ним гонялись, вот как на охоте за зайцем, эти вот самые народовольцы?

Мироненко: Вы знаете, тут столько много разных вопросов. Давайте начнем с того, почему именно Александру Второму удалось провести крестьянскую реформу 1861 года. Прежде всего, можно сказать так: время пришло. Стыдно было уже и уже много десятилетий стыдно было смотреть в лицо цивилизованной Европе. А Россия, хотим мы или не хотим, страна, которая находится по географии своей между Европой и Азией, и, может быть, большая часть находится в Азии, но все-таки страна европейская и смотрит не в Азию (и смотрела многие столетия, начиная с Петра Первого, может быть, или даже раньше) не на восток, а на запад, видела в примерах для организации своей именно западные образцы. Время пришло. Кроме того, конечно, тяжелое поражение России в войне. Вы понимаете, когда, как писал один из публицистов, Крымская война вскрыла гнилость и бессилие царской России, и это писали не марксисты, это писали вполне интеллигентные люди 50-х годов…

Светенко: Так вот, кажется, что именно поражение в Крымской войне – единственный козырь. В чем сила империи? Это ее армия, офицерство, дворянство. И вдруг такое поражение неожиданное. Вот это, мне кажется. А то, что Европа-то для нас на самом деле не указ, когда мы ее слушались? Когда мы хотели сделать что-то по-настоящему так, как в Европе? Ну что вы?

Мироненко: О-о-о-о-о-о! Со времен Петра Первого. Петр Первый ведь прорубил окно в Европу. Другое дело, очень долгий и сложный разговор. Заимствуя внешние формы европейской жизни, Петр Первый усиливал вот те крепостнические методы ведения хозяйства, с одной стороны, и создал империю неограниченную, с другой.

Светенко: Так что ничего того, что было в Европе, как раз он все сделал совершенно наоборот.

Мироненко: Не совсем наоборот, бороды-то все-таки сбрил, ассамблеи, кофий пить, табак курить повелел и все такое. Но вы совершенно правы, когда говорите, что заимствованы были только внешние формы. Но тем не менее, страна все равно смотрела на запад, невозможно было. В Россию ввозилась масса литературы западной, философия великая французская, политэкономия английская, Адам Смит, который доказал, что свободный труд гораздо более выгодный, чем труд подневольный. Это были общие азы европейской культуры, которые – хотим мы или не хотим, но российский образованный класс впитывал в себя. Ведь где еще можно найти такую страну, где высший класс говорил на иностранном языке?

Беседу с Сергеем Миорненко слушайте в аудиофайлах 

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"