Что будет с ценами на продовольствие? Что делают правительство и законодатели, чтобы помочь отечественным сельхозпроизводителям? О видах на урожай Сергей Артёмов беседовал с председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентином Денисовым в студии радио "Вести ФМ".
Козинец: Здравствуйте. В студии радио "Вести ФМ" Валентин Петрович Денисов, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам. Валентин Петрович, здравствуйте. Приятно вас видеть у нас. И давайте говорить о том, что беспокоит наверняка всех россиян. Это понятие, которое экономисты называют продовольственной инфляцией, но попросту – удорожание продуктов в магазинах. Если говорить об этом факторе, то что приносится к нам из-за рубежа в этой инфляции и в чем заслуга наших производителей.
Денисов: Я бы ни в коей мере не допустил мысль о том, что подорожание продуктов в России – это следствие какой-то неправильной политики, которая проводится сегодня в аграрном комплексе. Мы – открытая экономика, и все, что происходит в мировой экономике, естественно, напрямую затрагивает и нас. И хорошее, и плохое. Особенно плохое.
Козинец: А так хочется, чтобы и хорошее затрагивало.
Денисов: Надеюсь, что мы это с вами застанем. Ситуация на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Японии то, что мы сейчас видим, конечно же, будоражит и лихорадит рынок, в том числе и продовольственный. И я могу предположить, что в ближайшее время, допустим, в дальневосточных регионах значительно поменяется ассортимент продовольственного рынка, потому что там достаточно большая доля продукции, которая производилась и производится в Японии. И у наших производителей сегодня есть уникальный шанс вернуть утраченные позиции и заполнить рынки отечественным продуктом.
Козинец: Шанс есть всегда. Если вы работаете хорошо, если вы делаете продукцию, которая вкусная, которая чистая, без всяких разного рода компонентов, которая конкурента по цене, это шанс есть всегда, независимо от катакализмов, войн и прочих стихийных бедствий.
Денисов: Если вы говорите сейчас об экологически чистых продуктах, то мы здесь, в принципе-то, впереди планеты всей. Потому что по уровню внесения минеральных удобрений, по задействованию самых последних наработок науки, допустим, мы-то здесь не очень преуспеваем. Поэтому российские продукты, они самые чистые. Надо просто довести все до ума, посчитать правильно логистику и продвигать свой продукт.
Козинец: Правительство у нас постоянно занимается мерами по сдерживанию цен аккуратно так. Еще более аккуратно, по-моему, себя ведет Госдума, потому что депутат, наверное, понимает, что законами ценами не ограничишь. Вот какова роль законодательного фактора, роль парламента в возможном решении вопросов, которые все-таки беспокоят людей во многом?
Денисов: Ну, я не буду рассказывать о всех мерах федеральной поддержки агропромышленного комплекса, а это и закон о развитии сельского хозяйства, госпрограммы. Приведу лишь один прием. В прошлом году был принят закон о регулировании торговой деятельности, который, в принципе-то, призван как раз навести порядок. То есть надо убрать вот эту несправедливую часть изымания прибыли сельхозтоваропроизводителей и предприятий, которые производят уже готовые продовольственные продукты, и чтобы они шли по назначению хозяину, а не оседали в карманах представителей торговых сетей. Уже кое-какие вещи сделаны, хотя, скажем, не без проблем, потому что люди работают в торговле творческие, они находят новые инструменты, новые формы, как часть прибыли изъять у крестьян в свою пользу. Все равно порядок будет наведен.
Козинец: Ситуация весной прошлого года, когда закон только вступил в действие (полностью он вступил летом, насколько я могу помнить, 2010 года), многие представители и торговых сетей, и сельхозпроизводители говорили о разных вещах, но, тем не менее, все считали в отношении потребителей, что закон в целом должен снизить цены. Но в итоге осенью мы увидели то, что закон во всяком случае снизить цены не помог. И, допустим, та же самая пресловутая гречка, почему, если по статистике ее собирается в России меньше на 20 процентов (да, может, ее становится меньше на 20 процентов в торговле), при этом цена на нее возрастает не на 20 процентов, а на 400, и продолжает расти сейчас.
Денисов: С гречкой, я считаю, что это самый простой пример. Я бы, конечно, прежде чем говорить, почему растет цена на гречку, задал справедливый вопрос: почему так неуемно растут энергоносители, топливо, бензин, дизельное топливо, керосин и так далее, и многие-многие другие вещи. Потому что сегодня вот эти вещи просто невозможно объяснить ни на теоретическом, ни на практическом уровне.
Беседу с Валентином Денисовым слушайте в аудиофайле





















































































