Русские акварелисты: забытые полотна вернулись в музей

Читать Вести в MAX
Завершена реставрация пейзажей русских акварелистов начала ХХ века. В советское время полотна украшали стены государственных учреждений. А кому принадлежали полота до революции, предстоит выяснить сотрудникам омского музея.

За каждым музейным экспонатом стоит не просто история, а непременно открытие. Такие открытия сотрудники музеев и реставраторы совершают почти каждый день. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля, например, можно познакомиться с творчеством некогда "модных" художников – членов Общества русских акварелистов – Александры Шнейдер и Владимира Муравьева. До революции их работы украшали интерьеры представителей императорской фамилии и были в коллекциях известных российских собирателей. А теперь их полотна впервые будут представлены нашим современникам после реставрации.

В начале 30-х годов прошлого века этот пейзаж графа Муравьева музей предоставил местному аэроклубу. Тогда было принято украшать стены госучреждений произведениями искусства. Работу с трудом удалось вернуть в фонды в 1938-м. Но идеологическая неактуальность работы и графский титул автора несколько десятилетий не вызывали к ней интереса.

"Поступила она с очень толстым слоем пыли, и мы местами не знали, где пыль находится, а где художник изобразил туман. В этом заключалась сложность работы. Работали мы всухую. Здесь нельзя было никакую химию применять, никакую водную отмывку. Здесь было допустимо только наше зрение и хорошее освещение", – рассказывает заведующая отделом реставрации графики и ткани Музея изобразительных искусств им. М. Врубеля Татьяна Масюк.

Вместе с возвращением к жизни пейзажа специалисты омского музея восстанавливали и биографию его автора. Граф Муравьев был вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств (его учили Михаил Клодт и Юрий Клевер) и состоял в Обществе русских акварелистов. В его ряды, кстати, входила и Александра Шнейдер. Вместе со своей сестрой – фрейлиной императрицы Александры Федоровны – она организовала Школу народного искусства в Петербурге и давала уроки живописи супруге последнего императора и его детям.

"Биографии и графа Муравьева, и Александры Шнейдер были трагичными. Муравьев после революции эмигрировал, а Александра Петровна вместе со своей сестрой в 1928 году была репрессирована", – говорит заведующая отделом графики Музея изобразительных искусств им. М. Врубеля Галина Севостьянова.

Вполне возможно, что пейзажи Шнейдер и Муравьева когда-то украшали интерьеры членов императорской фамилии. Александр III и Николай II покровительствовали модным тогда художникам. В ближайшее время сотрудникам омского музея предстоит выяснить, кто же был владельцем этих полотен, ставших сегодня музейными раритетами.