Борис Титов: коррупция резко снижает конкурентоспособность нашего бизнеса

В четверг премьер Путин предложил установить уведомительный порядок открытия нового дела еще по 10 видам бизнеса. Сделал он такое заявление в день, когда участвовал в первом социальном форуме российского бизнеса, который, в свою очередь, прошел в Москве под эгидой организации "Деловая Россия".

В четверг премьер Путин предложил установить не разрешительный, а уведомительный порядок открытия нового дела еще по 10 видам бизнеса. Сделал он такое заявление в день, когда участвовал в первом социальном форуме российского бизнеса, который, в свою очередь, прошел в Москве под эгидой организации "Деловая Россия". Гость программы "Вести в субботу" – глава организации "Деловая Россия" Борис Титов.

- Здравствуйте, Борис.

- Добрый день.

- У меня первый вопрос такой. Иногда возникает ощущение, что если коррупцию в России отменить, у нас и экономика встанет. Вас не посещает периодически такое тревожное чувство?

- Мне кажется, что без коррупции было бы значительно лучше. Потому что сегодня коррупционное давление очень сильно. Мы оцениваем его почти в десять процентов от нашей себестоимости. И конечно, это резко снижает конкурентоспособность нашего бизнеса.

- Уведомительный порядок вам в этом смысле поможет?

- Конечно. И очень многие другие меры, которые были приняты, в последнее время способствуют развитию бизнеса. Хотя сегодня, конечно, есть системные проблемы, которые мешают развиваться бизнесу.

- Одна из самых таких системных проблем, современных, актуальных – это 34-процентный налог. Не единый социальный, который платит бизнес. Я знаю, что вы подготовили расчет, согласно которому налог можно снизить, но при этом не лишить Пенсионный фонд дополнительных доходов. А вот на чем вы собираетесь дополнительно заработать? Что предложить правительству, дабы освободиться от этого налога?

- У нас несколько предложений. Можно выбрать самое оптимальное. Но они касаются и акцизов на табак. Мы сегодня самая курящая нация в мире. Мы обошли Китай по этому показателю на душу населения. Но это касается и акцизов на алкоголь. Но есть еще, например, такой налог, налог на имущество физических лиц. Мы собираем его чуть меньше 15 миллиардов в год. Вы знаете, что только "АвтоВАЗу " больше, чем на 70 миллиардов в кризис было оказано содействие. Представляете, со всей недвижимости, огромной, богатой, огромных особняков, которых сегодня много вокруг практических во всех городах России, мы собираем всего 15 миллиардов. Вот резерв для Пенсионного фонда.

- Давайте чуть подробней об этом вашем предложении в отношении налога на жилье. А вот кто сколько будет платить? Вы всем собираетесь повысить этот налог?

- Нет, конечно он должен быть дифференцированным. То есть, у него должна быть прогрессивная шкала. Мне кажется, что там, где меньше 50 метров на человека, вообще, может быть, ничего не должно платиться. Ну а там, где действительно крупное жилье, если есть сотни тысяч, а может, и миллионы рублей, которые тратятся на то, чтобы построить такое жилье, то, наверное, найдутся деньги, чтобы в течение года платить этот налог?

- Борис, зная хорошо настроение в нашем бизнес-сообществе, я рискну поставить на второе или третье место среди системных проблем проблему качества правосудия. О ней не говорит только ленивый. Но в этой связи хотел вам задать вопрос, касающийся последних событий. Что вы скажете по поводу кассационной жалобы по второму делу Ходорковского? Как вы оцениваете?

- Мне сложно сказать. В экономическом плане там есть причины, по каким суд вынес это решение. С точки зрения других, на нашем Форуме мы предложили вообще изменить немножко систему судебных решений в области экономики. Потому что мы импортировали из Советского Союза достаточно странную судебную систему – государственный арбитраж. Во всем мире существуют государственные суды общей юрисдикции или частные, или общественные арбитражи. Вот мы предложили Владимиру Владимировичу, чтобы постепенно, может быть, не сразу, но перейти именно на нейтральный, независимый экономический суд.

- Борис, а вы за какой интернационал, как говорилось в фильме "Чапаев"? Потому что, с одной стороны, вы сопредседатель, ну пока еще, партии "Правое дело". Судя по всему, там скоро Михаил Прохоров будет лидером, но пока вы сопредседатель "Правого дела". А с другой стороны, как руководитель "Деловой России" вы вошли в путинский Общенародный фронт. Так вот, за какой из двух интернационалов вы все-таки?

- Бизнес всегда поддерживает одну идею – идею профессионалов, экспертов, которые четко понимают, куда и как должна развиваться экономика. Понимают, как надо зарабатывать. Мы с Михаилом тоже разговаривали на тему будущего "Правого дела". И знаете, бизнес поддержит эту партию, если она будет разумной, взвешенной, профессиональной и, прямо так скажу, умной партией. Причем не только для бизнеса, но для профессионалов разных профессий. И она будет с ними по-умному, на их языке разговаривать. Если она будет по-прежнему, как была последние два года, смешной такой, эпатажной партией, или партией гражданских свобод, но не партия о том, как зарабатывать, о том, как, в общем, может быть, справедливо, но тратить, тогда, конечно, бизнес такую партию не поддержит. Поэтому мы предлагаем Общенародному фронту эту программу, стратегию, которую мы назвали "новой индустриализацией России" на базе создания 25 миллионов рабочих мест к 25-му году, мы предлагаем партиям, Общенародному фронту, лишь бы мы сегодня двигались вперед, к новой экономике.

- Путин вас услышал?

- Путин, конечно, нас поддержал в этом. И теперь наша задача, чтобы Общенародный фронт включил это в Декларацию и в свою программу.