"В материнстве отказать". Мосгорсуд отклонил кассационную жалобу Ламары Келешевой и не признал её материнских прав на четырёх внуков, которые родились 5 месяцев назад от суррогатных матерей. Для рождения детей использовался генетический материал её умершего три года назад сына. Дети есть, а документов на них не существует. За беспрецедентным судебным случаем следит корреспондент радио "Вести FM" Ксения Крихели.
- Уже больше часа стоим c Ламарой Келешевой в узком коридоре Мосгорсуда, ждём приглашения в зал заседаний. Женщина треплет в руках книгу - стихи её сына, изданные уже после его смерти.
- Он у меня очень добрый и умный был, с раннего детства писал стихи, вот они здесь опубликованы.
Михаил умер три года назад. Еще в 2005 году ему поставили диагноз "рак крови". Тогда врачи посоветовали сдать сперму на криоконсервацию, ведь после облучения возможность стать отцом очень мала. О плохом тогда никто не думал. Но оно случилось. В 2008 году Ламара Келешева потеряла сына. А спустя какое-то время решила продолжить жизнь своего сына, благо генетический материал был. Занялась поиском суррогатной матери, которая смогла бы выносить ребенка. Первые пять попыток провалились, клетки не приживались. И в последний раз бабушка решилась сразу на двух суррогатных матерей - они-то и родили, каждая по паре близнецов. Теперь у Келешевой 4 внука. Она очень хочет стать им мамой. Но этому препятствует закон, по крайней мере, так уже в зале суда объясняют представители регистрирующих органов. Замначальника Управления ЗАГСами Москвы Оксана Родионова разъясняет порядок: "По закону мы не можем Ламару Келешеву вписать в графу мать, поскольку статья Семейного Кодекса не разрешает одинокому человеку стать полноправным родителем рожденному от суррогатной матери ребенку".
Однако судья заостряет внимание не столько на статье закона, сколько на возрасте женщины, которая хочет стать матерью своим внукам.
- У нас репродуктивный возраст разве не ограничен, рожать можно со скольки? И до скольки лет захочется что ли?
С этим категорически не согласен адвокат Ламары Келешевой Константин Свитнев: "Но есть же пример, когда женщины рожали и в 60 лет, и почти в 70. Это не является основанием для отказа в материнстве".
Тем не менее, Мосгорсуд счёл более убедительными доводы ЗАГСа и суда Бабушкинского района. Жалобу об отказе в регистрации детей не удовлетворил. Впрочем, это не значит, что госорганы препятствуют оформлению документов на детей, просто говорят Ламаре Келешевой, что она выбрала не тот путь.
- Вам надо было подавать жалобу не о признании происхождения детей, а о признании отцовства вашего сына. Вы можете это сделать, потом оформить опеку над детьми и уже после этого усыновить и удочерить внуков.
Такая процедура займет не один месяц, даже трудно прогнозировать - сколько, говорит адвокат: "Ну, это надо опять подавать в суд, ждать решения, потом процедура установления опеки над детьми, а затем уже и усыновления. На всё это нужно время и терпение".
Ламара Келешева и её адвокат уже сейчас намерены искать справедливости в Верховном суде. А между тем дети по-прежнему никак не защищены государством, говорит их бабушка, считающая себя матерью малышей: "За всеми этими бюрократическими проволочками не видят детей. Нас не принимают в поликлинике, не ставят в очередь в детский сад".
Сейчас дети не имеют права на детское питание на молочной кухне, также не идёт речь и о медстраховке для малышей. Благо, что Ламара Келешева врач, преподает на кафедре акушерства и гинекологии, да и силы у женщины есть, и очень сильное желание стать матерью и бабушкой детям своего покойного сына.