Карен Шахназаров завершает съемки фильма "Белый тигр". В основе картитны – роман Ильи Бояшова "Танкист, или "Белый тигр". Это – первый фильм Шахназарова о войне. Сюжетная линия – противостояние чудом выжившего русского танкиста и немецкого танка-призрака "Белый тигр".
Когда на съемочной площадке фильма «Белый тигр» появился Карл Кранцковски, реквизиторам стало не по себе. Немецкий актер говорит, сам вздрогнул, когда посмотрел в зеркало: так похож на Гитлера. На роль его утвердил Карен Шахназаров. Они впервые встречаются после проб. Кранцковски жалеет, что не смог посмотреть ни одной шахназаровской картины. В Германии их, оказалось, не найти.
"Я хотел купить в Москве. В гостинице, внизу даже продаются DVD-диски с его фильмами. Но я боюсь, что у нас другой видео-формат, и мой проигрыватель их не откроет", – говорит Карл Кранцковски.
Изначально Гитлер в этой сцене должен был разговаривать сам с собой. Но перед самыми съемками Шахназаров решил – в кадре будут двое. Актер Алексей Казаков – воображаемый собеседник разочарованного фюрера, проигравшего свою последнюю битву. Их философский диалог происходит в фантасмагорическом дворце, в кабинете, где наличники – из золота, а стены вручную расписаны художниками-монументалистами в духе "Гойя плюс Вагнер" – по определению декораторов. Вагнер – любимый композитор диктатора, стиль модерн, по мнению Карена Шахназарова, по духу, созвучен фашизму. К достоверности художники не стремились – сцена происходит во сне.
Ходить по съемочной площадке можно только в таких мягких тапочках, чтобы не поцарапать роскошный паркет. На самом деле он сделан из бумаги и покрыт несколькими слоями лака. Это старая мосфильмовская технология – ее применяли еще на съемках "Войны и мира" Сергея Бондарчука. Декорации строили четыре месяца. Ради четырех минут на экране. Эта сцена – одна из двух, действие которых происходит в закрытом пространстве.
"У нас весь фильм посвящен войне, мы все время снимаем бои, грязь, танки, какие-то сложные, такие брутальные и очень грязные истории, и вдруг захотелось взглянуть на войну со стороны, поэтому возник такой интерьер над войной", – рассказывают Сергей Февралев и Ирина Очина, художники-постановщики фильма "Белый тигр".
Картина – экранизация книги Ильи Бояшова "Танкист, или "Белый тигр" в жанре военной прозы. Романа, который в 2009 году попал в короткие списки сразу двух премий – "Большая книга" и "Национальный бестселлер". Главный герой – чудом выживший после боя солдат, вступает в поединок с немецким танком-призраком. Сценарий отличается от оригинального сюжета. Например, Гитлера в романе не было. "Белый тигр" – самая масштабная работа Крена Шахназарова.
"Первый раз снимаю картину, в которой присутствует война, причем в больших объемах. Все сложно: собрать массовку, работать с массовкой, строить декорации, работать с танками, у нас были сцены, где участвовало под 20 танков", – рассказывает Карен Шахназаров.
Натурные съемки, в том числе сражения, проходили в подмосковном Алабино. На них ушло три месяца. Заключительную сцену на "Мосфильме" сняли всего за день. Впереди – монтаж. Посмотреть готовую картину можно будет в следующем году, как надеется Карен Шахназаров, сначала – на одном из международных фестивалей.