Во времена СССР Калуга работала для оборонки, в том числе космической. Сейчас здесь учатся делать автомобили европейского качества. Именно здесь собрался "Валдайский клуб", в котором отечественные и иностранные эксперты обсуждают пути развития России.

Во времена Советского Союза Калуга работала для оборонки, в том числе космической. Сейчас здесь учатся делать автомобили европейского качества. С 2007 года в Калужской области свои машины начал собирать немецкий Volkswagen, затем пришли шведы из Volvo, принеся на среднерусские просторы стандарты европейского качества. "Варианты возможного" для России "Валдайский клуб" (международный дискуссионный клуб, рассматривающий варианты развития страны) обсуждает именно в Калуге.

"Мы не знаем, кто будет президентом во Франции, мы не знаем, кто будет президентом в Америке, Только в России мы знаем", – замечает Элен Каррер Д'Анкосс, постоянный секретарь Академии наук Франции.

"Есть определенная интрига, кем вернется Путин? Путиным-1, Путиным-2 или он станет каким-то новым Путиным, Путиным-3. Это все загадка. Мы хотим ее разгадать. Не только в рамках этого клуба, где собрались эксперты с Запада, из Азии, из Америки, из России, подумать о том, как, может быть, ему помочь. Даже, если так можно выразиться, создать свою программу для России на ближайшие шесть лет", – рассуждает Александр Рар, директор Центра по сотрудничеству с Россией при Германском совете по внешней политике.

"Мне кажется, что его (Путина) прагматическая натура поведет к тому, чтобы поискать какой-то баланс между тем, что нужно России – какой то стабильностью – и какой-то политической модернизацией", – продолжает Элен Каррер Д'Анкосс.

"Обсуждаются сценарии авторитаризма, демократической модернизации, сценарии какой-то тоталитарной модернизации. Мы говорим в терминах, которые во всем мире для определения страны не используют практически нигде", – говорит Вячеслав Никонов, президент фондов "Политика" и "Русский мир".

Коммунизм, авторитаризм. Вячеслав Никонов предлагает отказаться от этих и прочих измов и заняться проблемами насущными, как уже давно сделали в странах без каких-либо политических комплексов.

А вот в неизбежности радикальных сценариев и новых потрясений участников "Валдая" старались убедить самые непримиримо настроенные гости форума. Их выступления выслушали, но пессимизма не разделили.

"Люди обуты, одеты. Люди ездят за границу, правда, не все россияне, но многие. У всех есть машины, мобильные телефоны. Конечно, хотят лучшей жизни. И это будут требовать от власти. Поэтому Путин-3 должен на все это обратить внимание, понимать, что это уже другой народ, который будет с него требовать гораздо больше, чем тот народ, который он принял 2000 году. Это вызов российского правительства", – считает Александр Рар.

По прогнозам "валдайцев", лет через шесть квалифицированные рабочие высокотехнологичных российских предприятий станут главной движущей силой в стране. Средний класс, по мнению отнюдь не кремлевского социолога Михаила Дмитриева, составит почти половину взрослого населения России. Вопрос: каких перемен ждет эта половина?

"Все-таки разница между застоем и стабильностью существенная. Мир меняется очень быстро, и никто из нас не может избежать движения. И на месте русских коллег я бы имел это в виду. Главный вопрос, который я задаю себе: может ли тот, кто создал эту систему, стать ее преобразователем? Я, как чужак, отношусь к этому скептически, но я не говорю, что это невозможно", – размышляет Тимоти Колтон, профессор Гарвардского университета.

Не совершив рывка в докризисные годы, Россия подготовила базу для поступательного движения – таков экономический диагноз от валдайцев. Стабфонд помог легко, в отличие от Европы и США, пережить первую волну кризиса и быть готовым к ожидаемый второй волне.

"У нас устойчивый бюджет, устойчивый платежный баланс, и если даже будут происходить время от времени колебания курса рубля, то это не драматические изменения. Нам не угрожает падение экономического роста даже до нуля, как я уверен. А тем более снижение валового продукта в ближайшие годы. Но вот в более долгосрочной перспективе проблем больше. Для такого длинного забега нужна новая доза инвестиций и структурная перестройка экономики", – говорит Сергей Дубинин, председатель наблюдательного совета банка ВТБ.

А этот сценарий и есть то, что принято называть модернизацией – сценарий №6 родился в ходе дискуссий, перерывов на кофе и посещения передовых калужских предприятий. "Накопительная" модель развития – плавная, без рывков, экономия сил для будущих перемен. Это и есть тот самый "оптимальный сценарий".

"Суть этого сценария, суть рекомендаций сценария основывается на крайней важности учреждения эффективных, правильных, ответственных, честных правительственных и общественных институтов в России, которые отсутствуют в данный момент", – отмечает Джеймс Шерр, ведущий научный сотрудник Королевского института международных отношений (Лондон).

А вот китайский профессор, говоря о сценариях, пересказывает нам притчу.

"Жители княжества Чао славились красивой походкой. А в соседнем княжестве жил недоросль. И пошел он в Чао учиться красиво ходить. Долго учился, но так и не научился. Да при этом еще и забыл, как обычно ходят. Вернулся он на родину на четвереньках", – рассказывает Шэн Шилян, главный научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства ''Синьхуа''.

Смысл притчи, поясняет Шэн Шилян, в том, что России надо научиться ходить не по-западному и не-восточному, а по-русски. В качестве примера он приводит Калужскую область, которая из дотационного стала регионом-донором. За прошедший непростой год иностранцы вложили сюда 9 процентов всех своих российских инвестиций.

"Почему мы заговорили об экономике, сориентированной на знание? Потому что эта экономика наименее подвержена различным кризисным явлениям. Почему? Потому что она формирует спрос на совершенно иной вид продукции, на продукцию, которая будет востребована завтра", – говорит Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области.

"Мы говорили о том, что России везет, что геополитические изменения играют в ее пользу, ветер дует в паруса. России не везло почти 100 лет и последние 10 лет повезло. И мы можем использовать это везение. Неизвестно, сколько оно еще продлится. А можем, как это мы очень часто делаем, его распылить", – считает Сергей Караганов, председатель президиума СВОП, Декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ.

А пока главной проблемой в Калужской области все равно называют дороги. Иностранные автоконцерны научили местных строить качественные трассы, а вот дальше на запад снова ямы и колдобины. Заасфальтировав путь в Европу, местные власти собираются взяться и за восточный маршрут, но глядят на это со своей среднерусской колокольни.