"Ка": винтокрылый трудяга

Считается, что слово "вертолёт" придумал в 1929 году авиаконструктор Николай Ильич Камов, соединив слова "вертикально" и "лететь". Много десятилетий машины марки "Ка" служат в авиации. Одна из новых разработок "камовцев" – многофункциональный вертолет модульной конструкции Ка-226.

Считается, что слово "вертолёт" придумал в 1929 году авиаконструктор Николай Ильич Камов, соединив слова "вертикально" и "лететь". Много десятилетий машины марки "Ка" служат в авиации. Одна из новых разработок "камовцев" – многофункциональный вертолет модульной конструкции Ка-226.

Вертолет марки "Камов" давно стал символом авиации ВМФ. Он пожарный и спасатель, монтажник-высотник и сельский трудяга. Но в первую очередь – военный. Только камовские машины могут выполнять полеты в сложнейших погодных условиях.

"Не мешает хвостовая балка, не торчит далеко. Для посадки и взлета требуется площадка меньших размеров. На ней не боишься. А на "Ми-8" летаешь и постоянно помнишь, что там длинный хвост. А этот коротенький, аккуратный", – объясняет летчик-испытатель Анатолий Иваник.

Теперь проверенный боец "Ка-27" по всей планете выходит на мирную службу с новым названием "Ка-32". Недавно вертолет – кстати, первый из российских – прошел сертификацию в Европе.

"Уникальность заключается в возможности использовать вертолет на больших высотах в большом диапазоне температур, то есть это специализированная машина для узких задач. И под эти задачи у нее конкурентов нет", – уверен Вячеслав Ковалёв, первый заместитель управляющего директора ОАО "КумАПП".

Сейчас в цехах Кумертауского авиационного предприятия, входящего в холдинг "Вертолёты России", собирают очередную партию вертолетов. Каждая третья машина – "Ка-32". Спайку разъемов доверяют только женщинам: аккуратно и тщательно, будто вышивая узоры, работают нежные руки. Все остальное – дело мужское.

Вертолёт, говорят на заводе, начинается с лопастей, каждая из которых изготавливается вручную. И это не архаизм, а мировая тенденция. Обмазывая клеем лонжерон, где-то в штате Коннектикут на заводе "Сикорский" трудится рабочий Билл.

"Лонжерон делится на два вида. Он бывает нижнего винта, несущего. Состоит из стеклоткани и углеленты. Она по цвету отличается", – рассказывает Вячеслав Лисов, начальник лопастного цеха.

На верхний винт нагрузка при полете меньше, поэтому в него не добавляют уголь. Перед тем как лопасти поднимут вертолет в воздух, им предстоит несколько раз побывать в печи – автоклаве. Технологии производства композитных лопастей берегут и совершенствуют, современные винты служат до десяти лет.

Первому серийному вертолету "Ка-226" всего пять лет, по авиационным меркам он еще младенец. А новая модификация с индексом "Т" еще только проходит летные испытания.

"С новыми двигателями лучше идет, вертолет стал более энерговооруженный. Приятно, конечно, когда запаса мощности хватает, машина становится совсем другого класса, более мощная", – говорит Анатолий Иваник.

Особенно полюбили легкий вертолет в милиции. Но в любой момент можно заменить кабину – и вертолет станет медицинским, грузовым или представительским с шикарным салоном. Винтокрылые машины Камова, созданные для самых сложных условий, находят новые применения.