Cтуденты журфака предпочитают Булгакова и Коэльо

Почему современные дети не любят читать? Обыденный вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Своим мнением в студии канала "Россия 24" поделились генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков и декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Почему современные дети не любят читать? Обыденный вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Ведь ученые утверждают: наш век — информационный. Это значит, что уходят на второй план чувства, мысли и отношения. Важнее знать и быть в курсе, а для этого есть компьютер, Интернет и телевизор. 70% дневниковых записей в Интернете создаются авторами от 12 до 25 лет. Школьники и студенты даже переводят через Интернет литературу, которая пока не издана на русском языке. В чем же тогда проблема? Как мутирует ген чтения? Кого сегодня считать литературными классиками и современниками?

Своим мнением в студии телеканала "Россия 24" поделились генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков и старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Гришаева.

Александр Кондаков привел некоторые данные. Так, на сегодняшний день, по данным социологов, только 51% программы по литературе выполняется полностью, то есть не всем произведениям уделяют достаточно времени, не все художественные произведения прочитываются. "Это звонок нам – педагогам – о том, что есть проблема в преподавании литературы. Есть расхожее мнение о том, что, к сожалению, школьный курс литературы воспитывает нелюбовь к самой литературе и к чтению. Наверно, в этом тоже есть доля своей правды. Не все произведения, которые считаются классическими, сегодня детям понятны", – полагает он.

"Допустим, понятен ли современной девочке поступок Анны Карениной? Как они отнесутся даже к Евгению Онегину? Но есть и другая проблема. Мы, к сожалению, должны признать и то, что на сегодняшний день мы наблюдаем определенный кризис российской культуры и российской литературы, – продолжил Кондаков. – Единицы из российских авторов продаются на Запад для перевода. Это оценка и внутреннего состояния дел с нашей литературой, и то, как она воспринимается сегодня на Западе. Спрос невысокий".

Отобрать те произведения, которые будут интересны современным детям, очень трудно. Так считает старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Гришаева. "Меня всегда удивляли разработчики наших школьных программ, то есть они считают, что можно любую литературу дать, если она классическая, и дети будут ее читать. Но ведь это совершенно неправильно. Только 50% усваивают. Для чего это дается? – задается Гришаева вопросом. – Разве нельзя провести какие-то социологические опросы, психологические, чтобы отобрать литературу по возрасту?"

"Для наших первокурсников важно не только книжное чтение, важно и медийное чтение, – к беседе подключается декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, профессор Елена Вартанова. – Поэтому у нас есть довольно достоверные сведения о том, что наши студенты в какой-то своей части не читают газеты, в какой-то не смотрят телевизор, но абсолютно все пользуются Интернетом. Нет ни одного студента первого курса, который бы не читал информационные источники в Интернете".

Но есть у студентов и свои пристрастия в современной литературе или литературе XX века, причем несмотря на достаточно интенсивную программу по зарубежной литературе, которую они осваивают на первом курсе. По мнению Вартановой, получилась очень интересная подборка писателей. Студенты любят Булгакова, Акунина, Достоевского, Коэльо и Ремарка. Из всех опрошенных 33% отдали предпочтение Булгакову, по 20% назвали любимыми писателями Коэльо, Достоевского и Акунина. 7% отдали свои предпочтения Ремарку.