Фотографии фресок Ферапонтова монастыря получили временную прописку в Москве

Искусствоведы утверждают, получились не просто копии, это рождение нового типа фотографии.
Искусствоведы утверждают, получились не просто копии, это рождение нового типа фотографии.
Усадьба Коломенское с сегодняшнего дня даёт возможность перенестись на полтысячи километров в пространстве и на пять веков во времени. Здесь открылась выставка фотохудожника, сумевшего найти принципиально новый способ работы со светом. Его фотографии древних фресок почти неотличимы от оригиналов.

Усадьба Коломенское с сегодняшнего дня даёт возможность перенестись на полтысячи километров в пространстве и на пять веков во времени. Здесь открылась выставка фотохудожника, сумевшего найти принципиально новый способ работы со светом. В это трудно поверить, но сделанные им фотографии древних фресок почти неотличимы от оригиналов.

Парадоксально, но единственная дошедшая до нашего времени работа московского иконописца Дионисия – за тысячи километров от столицы. Фрески Ферапонтова монастыря в Белозёрье, спустя 500 лет запечатлел на фотобумаге земляк Дионисия, московский фотохудожник Юрий Холдин.

Он работал над фотографиями чуть ли не больше, чем Дионисий над фресками – 12 лет. Чтобы сделать снимки под соборными сводами на высоте в десяток метров понадобились строительные леса. Из-за короткого северного лета работать можно только несколько дней в году. Но при этом Холдин не снимал при искусственном свете, чтобы фрески не получились, как говорят художники, плоскими и жёсткими.

"Он увидел, что главное – это светоносность фресок, которую нужно показать средствами своего искусства. А фотография – это искусство светописи, оно и переводится как "пишу светом", – поясняет вдова фотохудожника президент Фонда "Фрески Руси" Екатерина Данилова.

Дионисий, создавал фрески в то же время, когда в Италии творил Рафаэль. Ещё современники называли его "началохудожником живописания". Его имя в одном ряду с Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Изящный рисунок, лёгкий, прозрачный колорит. И теперь увидеть эти фрески смогут многие.

"Не всем удастся поехать в Ферапонтово и посмотреть. А здесь мы можем увидеть изображение этих фресок, воспроизведённые уже современными техническими средствами", – рассказывает главный хранитель Государственного объединённого музея-заповедника "Коломенское" Ольга Полякова.

Фотохудожник стал для Дионисия как будто переводчиком, проводником между пятнадцатым и двадцать первым веком. Он сумел передать обратную перспективу – художественный прием, который используется в иконописи. Искусствоведы утверждают, получились не просто копии, это рождение нового типа фотографии. Посетители выставки без художественного образования, кажется, согласны.

- Нереально даже, что это фотоработы, это – уникальный художник, – считает один из посетителей выставки.
- То, что мы видим – это не фотография, это, по сути, икона или икона иконы, – вторит её другой посетитель.

"По сути, он мне брат, он тот человек, который делает то же самое, что и священник. Священник только открывает людям Господа словами, службой своей, служением своим, исповедью, проповедью, а Юрий Иванович сделал это камерой", – говорит настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленово иерей Алексий.

Пока выставка "Свет Дионисия – миру" постоянного адреса не имеет, колесит по свету. Её видели за рубежом и во многих российских городах – Костроме, Новгороде. В Коломенском фотографии до второго июня. Посетители надеются, может быть, работы москвича Холдина всё-таки закончат путешествие на родине их автора и получат постоянную прописку в столице.