Российские школы оказались не готовы к изучению религиозных основ

Российские школы оказались не готовы к изучению религиозных основ
Преподавание курса "Основы религиозных культур и светской этики" начнется послезавтра. Новый курс вводится в школах 19 регионов России, однако учебники поступили не во всех из них. Об этом сообщил автор пособия по основам православия, протодиакон Андрей Кураев в эфире "Вести ФМ".

Преподавание курса "Основы религиозных культур и светской этики" начнется послезавтра, а учебников до сих пор нет. Новый курс в качестве эксперимента вводится в школах 19 регионов России, однако учебники поступили не во всех из них. Об этом сообщил автор пособия по основам православия, протодиакон Андрей Кураев в эфире радио "Вести ФМ".

"Вести ФМ": Отец Андрей, здравствуйте!

Кураев: Добрый день!

"Вести ФМ": В какие конкретно регионы не поступили учебники?

Кураев: Ситуация сейчас меняется. Скажем, только вчера поступили учебники в Ставропольский край. Я нахожусь как раз в Ставрополье. То есть начинают их развозить по районным центрам. Но вряд ли к 1 апреля учебники успеют достичь каждой школы. То есть проблема остается, но надо, конечно, все равно высказать глубочайшую признательность и сотрудникам типографии, которые печатали учебники, и сотрудникам издательства "Просвещение", которые очень напряженно работали, чтобы все-таки их создать. Чтобы они, может быть, и с некоторым запозданием, на несколько дней, но все-таки придут. То есть мои претензии не к этим людям.

"Вести ФМ": А к кому?

Кураев: Мне непонятно, почему электронные текстовые версии учебников не были разосланы за 2 месяца до этого.

"Вести ФМ": А они бы помогли в этой ситуации?

Кураев: Естественно. Потому что педагоги даже просто не знают, что их ожидает. Они не могут понять, по каким темам копить материал, из чего вообще состоит курс. Не могут понять логику курса. То есть можно было пусть даже заготовки учебников разослать с предупреждением, что будет еще какая-то правка, возможно, изменения, но, тем не менее, общая канва будет вот такая. И чтобы опять же учителя сравнили бы, в том числе и разные модули, разные учебники, начали бы думать над тем, какие можно параллели между ними провести. То есть я имею в виду учебники разных конфессий.

"Вести ФМ": Вы говорили о том, что существует некий "фронт торможения". Вот хотелось бы понять, кто этот фронт составляет?

Кураев: Это наши обычные чиновники. Возьмем даже просто на уровне директора школы. Для него, если один курс для одного класса 2 часа в неделю – это одна проблема, она легко решается. А если, скажем, родители выбрали 3-4 модуля в этом классе, тогда число часов, которое надо искать не 2, а 8. Надо искать педагога, который согласится вести эти дополнительные 8 часов, расписание согласовывать, чтобы чем-то занять тех детей, которые на этот модуль не ходят, значит, у них другие занятия в это время должны быть и так далее. То есть, конечно, это очень трудно. Кроме того, труд педагога надо оплачивать. Значит, если опять же родители выбрали всем классом один курс, тогда это оплата двух часов в неделю для учителя. А если они выбрали 3 курса разных, значит, оплата будет 6 часов педагогу. То есть для завуча и директора школы - это головная боль. Поэтому, конечно же, ему очень хочется, ему выгодно, и экономически в том числе, чтобы выборов не было, чтобы все было одноцветно. Я думаю, что точно также и на более высоких уровнях.

"Вести ФМ": То есть вплоть до уровня Министерства образования?

Кураев: Оттуда тоже. Что касается федерального министерства, очень мало информации. Всюду, где я бываю, педагоги жалуются: мы ничего не получаем из центра. Как организовываться, как проводить, не можем дозвониться до нужных людей. Опять же руководители городской системы образования говорят: у нас нет информации, нет инструктивных писем, нет объяснения даже нам, какова стратегия курса. Вот мы входим в эксперимент, нам никто еще из Москвы ничего не объяснил, как проводить эксперимент. Вот те критерии, которые мы должны оценивать, в этом направлении идем или нет.

"Вести ФМ": Отец Андрей, может быть, просто еще не время для этого эксперимента? Мы знаем и о неоднозначной реакции в обществе на этот курс. Может быть, нужно было немножко подождать, не торопиться с введением этого эксперимента?

Кураев: Во-первых, я думаю, что сами эти трудности, что появились, - это хорошо, что они обозначились. То есть уже есть, на что реагировать, что учесть. Какие-то вопросы, которые, может быть, чисто в журнальной дискуссии мы бы просто не заметили бы. Но вот, честное слово, вот, скажем, простая вещь. Сначала Министерство образования дало установку: вести уроки будут обычные педагоги начальной школы. Потом эту ставку поменяли и сказали – нет, пусть будут вести специалисты высшей категории – учителя-предметники из старшей школы. Ну, хорошо, и тот и другой вариант для нас приемлемый. Вопрос в другом, что сейчас получается, что в школах в четвертый класс войдет другой учитель, который отберет 2 часа у основного учителя, который скажет: из-за этих церковников моя зарплата стала меньше. Как компенсировать этому учителю утрату этих 200 рублей, которые она потеряла?

Полностью комментарии Андрея Кураева слушайте в аудиофайле.