Сергей Кавунов: метрополитен – это не лесопарковая зона

По последним данным МЧС России, в результате двойного теракта в Московском метрополитене погибли 40 человек, 84 находятся в больницах. Подробнее о том, что происходило в метро в день трагедии, "Вести ФМ" рассказал сотрудник столичного МЧС, полковник Сергей Кавунов.

По последним данным МЧС России, в результате двойного теракта в Московском метрополитене погибли 40 человек, 84 находятся в больницах. Подробнее о том, что происходило в метро в день трагедии, "Вести ФМ" рассказал сотрудник столичного МЧС, полковник Сергей Кавунов.

"Вести ФМ": Сергей Владимирович, здравствуйте.

Кавунов: Здравствуйте.

"Вести ФМ": Напомню радиослушателям, что Сергей Владимирович участвовал в спасении людей во время теракта на "Лубянке", а также он принимал участие в спасательной операции, когда был взрыв в перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой". Сергей Владимирович, вы дежурили в этот день, когда произошли эти страшные события в московском метро. Как все это было, как вы узнали об этом?

Кавунов: Мы с коллегами уже находились на рабочем месте, у себя в управлении, причем - на совещании. И одновременно практически весь оперативный состав Центра управления в кризисных ситуаций получил информацию о том, что произошел взрыв на станции метро "Лубянка". И буквально через десять минут находились на месте взрыва и руководили работами.

"Вести ФМ": Что было самым сложным, когда вы приехали? С чего вы начали?

Кавунов: К нашему прибытию часть пострадавших была доставлена к бригадам скорой помощи. Картина была, конечно, страшной: были разворочены двери вагонов, тела пассажиров, еще несколько пострадавших человек находись на платформе. Им уже оказывали помощь наши ребята. В момент, когда уже вынесли последнего пострадавшего с платформы, поступила информация, что на уровне ниже есть еще пострадавшие, поэтому с тремя отделениями немедленно туда направились.

"Вести ФМ": На уровне ниже – это какие-то работники метро?

Кавунов: Да. По эскалатору ниже еще есть переход от этой платформы. И нам поступила информация, что еще есть пострадавшие. И вот с тремя отделениями мы туда спустились, а там сотрудники метрополитена оказывали первую медицинскую помощь трём пострадавшим. Мы подключились к этой работе, и в дальнейшем эвакуировали их на поверхность к бригадам скорой помощи.

"Вести ФМ": Утро, час пик, самый центр Москвы, очень много народу. Как удалось всех вывести, избежать давки?

Кавунов: Надо отдать должное и сотрудникам метрополитена, и УВД по охране метрополитена, потому что они сработали достаточно грамотно.

"Вести ФМ": А правда, что турникеты не удалось сразу разблокировать, поэтому тяжело было выносить раненых?

Кавунов: В первые минуты диспетчеры, которые работают в метрополитене, они действуют тоже согласно своему регламенту, своей инструкции. Отключение турникетов происходит по общей команде диспетчера ситуационного центра метрополитена. Я не думаю, что эта задержка фатальным образом могла повлиять на что-то. Да, какая-то задержка, заминка была, не справлялись, может быть, сами турникеты с таким наплывом. Но у нас информации о том, что закрытые турникеты серьезным образом мешали выносу пострадавших, такой информации нет.

"Вести ФМ": А сколько заняла по времени вся эта спасательная операция?

Кавунов: Полностью спасательная операция на метро "Лубянке" заняла 35-40 минут.

"Вести ФМ": Это хороший показатель?

Кавунов: Безусловно, это хороший показатель. Мы считаем, что фактически быстрее это сделать нельзя. Первые наши подразделения на "Лубянку" прибыли уже через пять минут после получения сигнала к нам в центр управления кризисными ситуациями, это тоже хороший показатель. Сразу ребята включились в работу. Вот от действий первого подразделения у нас очень многое зависит. Начальник караула правильно принял решение о высадке дополнительных сил, прежде всего, бригад скорой помощи, что было оперативно сделано, и, соответственно, порядка 25-30 бригад очень оперативно прибыли к станции метро, что позволило, на наш взгляд, спасти жизни тем пострадавшим, которых уже выносили после оказания первой помощи на поверхность.

 

Как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Советы

"Вести ФМ": Я, конечно, искренне надеюсь, что наши власти перейдут от красивых слов к делам, и таких страшных событий у нас больше не повторится. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Может быть, вы можете посоветовать людям, как вести себя в таких кризисных ситуациях?

Кавунов: Ну, во-первых, держать себя в руках, насколько это возможно. Мы понимаем, что не все люди одинаково стойки в психологическом плане. Однако в таких ситуациях необходимо мобилизоваться. Это первое. Во-вторых, слушать, что говорят.

"Вести ФМ": Кто говорит? Сотрудники МЧС?

Кавунов: Во-первых, машинист. Вы сейчас спрашиваете у меня про метрополитен, да? Слушать, что говорит машинист. Потому что все действия машиниста расписаны, это неоднократно опробовано. Что нужно стоять - значит нужно стоять. Если нужно идти – значит, нужно идти. Потому что метрополитен – это не лесопарковая зона, там достаточно опасных технологических моментов. Есть высокое напряжение, есть различного рода трансформаторы и так далее. Нужно слушать, что вам говорит машинист.

Далее необходимо выполнять то, что говорят сотрудники метрополитена - уже непосредственно на платформе, а также сотрудники УВД по охране, потому что они тоже натренированы, они знают, куда направлять потоки. То есть не принимать в данном случае каких-то самостоятельных решений, тем более не призывать к этому рядом стоящих – давай за мной, вот туда, там спокойно, там свободно. Нет. Надо слушать тех, кто подготовлен, кто натренирован и, соответственно, знает, что необходимо делать в такой ситуации.

В третьих. Конечно же, будут пострадавшие. Несмотря на то, что нельзя долгое время оставаться на месте происшествия, необходимо не забывать о том, что рядом могут быть люди, которые не состоянии самостоятельно передвигаться. Помогать легкораненым выходить на улицу, помогать женщинам престарелым, старикам, детям. Конечно же, в обязательном порядке.

Было бы, конечно, идеально, если бы человек мог правильно оценить обстановку. То есть, есть ли какая дополнительная угроза вот в данном конкретном случае. Я это говорю потому, что работа с пострадавшими на месте обусловлена как раз этим условием: если больше нет угрозы. Вы видите, нет возгорания вагонов, запахов, которые бы могли сказать о том, что может быть применена какая-то химическая составляющая. Конечно же, желательно оставаться с пострадавшим, коль вы уже с ним стали работать, потому что ему, помимо чисто медицинской помощи, нужна еще и психологическая поддержка. Человек должен чувствовать, что он не остался один в такой ситуации. И только в том случае, если есть какая-то дополнительная угроза, которая может привести к фатальным последствиям, необходимо брать пострадавшего подмышки и как можно скорее покидать очаг, место, где произошло это происшествие.

И в дальнейшем, уже поднимаясь на поверхность, встречая сотрудников милиции или наших прибывающих подразделений – пожарных, спасателей, постараться наиболее тщательно передать информацию о произошедшем внизу. Потому что информация в данном случае – это уже половина успешного проведения спасательной операции.

Полностью интервью с Сергеем Кавуновым слушайте в аудиофайле.

Читайте также по теме:

Специалисты думают, как обезопасить людей в метро

Закон станет жестче к террористам

Одна из станций метрополитена станет образцом безопасности