На пьесы Михаила Шатрова приходило Политбюро в полном составе

Читать Вести в MAX
В Москве на 79-м году жизни во сне скончался известный драматург и киносценарист Михаил Шатров. В своих пьесах он создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе.

В Москве на 79-м году жизни во сне скончался известный драматург и киносценарист Михаил Шатров.

"Уход из жизни Михаила Филипповича Шатрова – тяжелая потеря для нашей культуры, – сказал спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – С его именем связана целая эпоха нашей драматургии и советской общественной жизни. Его пьесы, посвященные жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями".

По словам Швыдкого, Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущевской оттепели и брежневского застоя.

"Это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущевской эпохи, – уверен руководитель Московского художественного театра Олег Табаков. – Смерть Шатрова – это тяжелая потеря для нашего театра".

По его словам, "многие наши надежды, которые колебались в свое время от "злого" Сталина к "доброму" Ленину, были сформулированы и художественно выражены драматургом".

Шатров Михаил Филиппович (настоящая фамилия – Маршак) родился 3 апреля 1932 года в Москве. Отец будущего драматурга был арестован в 1937 году, мать – в 1949 году. Репрессированы были также его тетя с мужем – известным советским деятелем, председателем Совнаркома Алексеем Рыковым.

Несмотря на все лишения и трудности, войну и эвакуацию, Михаил Шатров завершил обучение в школе с серебряной медалью. В 1956 году он окончил Московский горный институт.

Первые литературные произведения Шатрова были опубликованы в 1952 году в газете "Горная Шория" на Алтае, где он студентом проходил практику. В 1954 году он написал свою первую пьесу о школьной жизни с отрицательным персонажем – секретарем комсомольской организации. Пьеса была поставлена на сцене Театра юного зрителя. Роль комсомольского секретаря в ней сыграл Ролан Быков. За этот образ Михаил Шатров удостоился высокой оценки известного драматурга Алексея Арбузова.

В 1956 году состоялась премьера второй пьесы Шатрова о молодежи – "Место в жизни". Впоследствии драматург еще не раз обращался к этой теме в пьесах "Современные ребята" и "Лошадь Пржевальского".

Широкую известность Михаилу Шатрову принесли историко-революционные пьесы – "Шестое июля", "Большевики", "Революционный этюд", "Так победим!". Об этих произведениях спорили, их запрещали, они всегда вызывали острый интерес публики. В этих пьесах Шатров стремился очистить идеи революции, представить "социализм с человеческим лицом", и его главного созидателя – Ленина.

Исторические персонажи у Шатрова говорят то, о чем в те годы большинству приходилось молчать. Герои революционных пьес не укладывались в принятые рамки официальной истории. Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов – все они были живыми людьми, способными на ошибку, опрометчивые поступки и сомнения.

В пьесе "Большевики" Шатров поставил на первый план вопрос о причинах возникновения "красного" и "белого" террора, о насилии как средстве власти. И хотя против пьесы яростно выступала цензура, "Большевики" увидели свет на сцене "Современника" без разрешения цензуры, по личному распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой. Этот случай стал беспрецедентным в истории советского театра.

Значительный след в творческой жизни драматурга оставило знакомство с кинорежиссером Михаилом Роммом. Вместе они решили создать в кино и театре образ Ленина, лишенный хрестоматийных канонов, достоверно показать окружавших его людей и их взаимоотношения. В 1969 году родился замысел киноромана "Брестский мир", в котором реальные исторические лица действовали бы в соответствии со своими политическими позициями и идейными воззрениями. Однако присутствие среди них Троцкого и Бухарина исключило возможность появления романа в печати. Произведение увидело свет только 20 лет спустя – в 1987 году.

Драматурга все чаще стали обвинять в "искажении исторической правды", в "подтасовке документов". В результате в его нашумевшей пьесе 1981 года "Так победим!" у соратников Ленина нет имен, они обозначены как Первый, Седьмой, Девятый, Большевик и так далее.

Резонанс от его произведения был настолько велик, что во МХАТ на постановку "Так победим!" пришел весь состав Политбюро ЦК КПСС во главе с генсеком Леонидом Брежневым. В продолжение темы о Ленине и революции Шатров написал сценарий четырехсерийного телевизионного фильма "Штрихи к портрету В.И. Ленина": "Поименное голосование", "Полтора часа в кабинете Ленина", "Воздух Совнаркома", "Коммуна ВХУТЕМАС". Но на фоне кампании, развернутой против Шатрова, фильм вышел лишь в 1988 году.

Михаилу Филипповичу запретили писать произведения историко-революционной тематики и пригрозили исключением из партии. В 70-80-х годах популярность драматургу принесли пьесы "Конец" ("Последние дни ставки Гитлера"), сценарий "Когда другие молчат", "Мои Надежды", "Синие кони на красной траве" ("Революционный этюд") и другие.

Его пьесы с успехом шли на прославленных сценах МХАТа, "Современника", "Ленкома", театра имени Ермоловой. В начале 90-х годов в США Шатров написал пьесу "Может быть", специально для Ванессы Редгрейв, в которой была воссоздана атмосфера эпохи "маккартизма". Михаил Филиппович принимал участие в создании сценария к популярному кинофильму "Тегеран-43". В 1994 году Михаил Шатров возглавил ЗАО "Москва – Красные Холмы".

Талант драматурга отмечен орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Дружбы народов 91984). За спектакль "Так победим!" он был удостоен Государственной премии. У Михаила Филипповича Шатрова остались супруга и две дочери, передает ИТАР-ТАСС.