Этим летом наметилась опасная тенденция. Неаккуратное использование жидкости для розжига костра привело на больничные койки уже полсотни москвичей. Пациентов с такими ожогами врачи называют "шашлычниками". Многие из них использовали средство сомнительного происхождения и состава, которое при малейшей оплошности взрывается прямо в руках.
Врачи ожоговых центров таких пациентов ласково называют "шашлычники" или "мангальщики"... И предупреждают о пугающей тенденции – в этом году пострадавших от жидкости для розжига костров много как никогда.
"Первый год так. Шашлыки ели всегда, но такого массового поступления пострадавших от применения разжигающей смеси у нас не было", – рассказывает Сергей Смирнов, руководитель Московского городского ожогового центра НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
Массовое – это 25 процентов пациентов... И конечно, можно предположить, что это жара притупляет бдительность и не дает внимательно читать инструкцию. Но ведь все пострадавшие – не первый раз у мангала. Вот только жидкость купили не ту, что обычно, и не там, где обычно.
"Когда заливал угли, обратил внимание что она странно трещит, – рассказывает пострадавший. – Я бросил туда спичку, и все взорвалось. Не загорелось, а пыхнуло, причем первое пламя синее, как газ.
Пациенты собираются с недобросовестными продавцами разбираться, как только смогут хотя бы встать с больничной койки. Но это разбирательство вряд ли будет успешным: парадокс в том, что обязательной сертификации жидкость не подлежит, контроль качества вообще отсутствует.
"Продукция не подлежит обязательной сертификации. Но в любом случае санитарно-эпидемиологическое заключение никто не отменял", – Алла Валикова, заместитель генерального директора компании-поставщика.
Но кто будет проверять бумаги, когда горючее средство можно купить везде: в магазине, на рынке, у любой дороги. И торговцы порой даже не скрывают, что продают взрывоопасное средство на основе спирта.
- Спиртом пахнет.
- Вот я и говорю, эфирный спирт.
- Он может вспыхнуть от искры.
- Нет, нормально.
Причем по внешним признакам "паленую" жидкость от настоящей не отличить. Если только запах – откровенно спиртовой или с цветочными отдушками. Нормальное средство должно состоять из жидких парафинов. И эти жидкие парафины, конечно, никак не могут гореть прямо в руках:
- У меня была в руках бутылка и она взорвалась через несколько секунд.
В институте Вишневского сейчас – 7 пострадавших от зажигательного средства. В институте Склифосовского – 11. Общая статистика по Москве за все лето – 50 человек в больницах, и никто не считал, сколько еще лечатся амбулаторно. Открытое пламя, мгновенно вспыхивающая одежда – все это приводит к серьезнейшим ожогам – требующим пересадки кожных покровов. Но это, говорят врачи, все равно – называется "повезло".
"Потому что если не повезло, это поражение глаз, лица, могут быть обширные ожоги, и не всегда могут закончиться благоприятно", – объясняет Андрей Алексеев, руководитель ожогового центра Института хирургии им. А.В. Вишневского.
Так что лучше вообще не пользоваться никакими средствами для розжига костров и углей – советуют специалисты. А если пользоваться – то очень и очень осторожно.
"Старайтесь держать этого подальше, на расстоянии вытянутой руки, – советует Лев Ханинаев, заместитель директора Московского городского центрального туристического клуба. – Чуть-чуть побрызгал, и всё, а не налил и поехал на "скорой помощи" лечиться. И уже шашлык сделал из себя самого".
Но все советы специалистов и тихий голос здравого смысла заглушает шашлычно-дачный голод: побыстрее зажечь, поскорее вкусно поесть. И если выходные обещает быть жаркими, то у врачей на эти дни свой прогноз. Пациентов опять прибавится. От мангала – на больничную койку.
























































































