В минувшие выходные исполнилось сто лет со дня первого полета на аэроплане отечественной конструкции. Это произошло в 1910 году в Киеве. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко со стыдом признается, что он не знал ранее фамилию соотечесетвенника-первопроходца.
Для начала уточним. Первые русские летчики Ефимов, Уточкин и Попов поднимались в воздух до 5 июня 1910 года, и не раз, но на французских "Фарманах". А в тот день в воздух впервые поднялся самолет отечественной конструкции, его построил и пилотировал профессор Киевского политехнического института князь Александр Сергеевич Кудашев.
Уверен, это имя мало кому о чем говорит. Хотя бы в сравнении с именем тогдашнего киевского студента Игоря Сикорского. Сикорский - кстати, по совпадению сегодня его день рождения - считается пионером российского самолетостроения. И по праву. Но он не был первым. Сикорский поднялся в воздух на своем самолете 11 дней спустя после Кудашева. Оказывается, это была настоящая гонка за первенство, и выиграл ее безвестный ныне профессор, представитель старинного дворянского рода. Кудашеав - потомок татарских князей, выходцев из Орды. Дед Кудашева, генерал-майор русской армии, - герой Отечественной войны 1812 года, сражался под Бородино. А наш герой после окончания института инженеров путей сообщения проявил интерес к наукам и стал профессором строительного искусства в Киевском политехническом.
После полетов братьев Райт Кудашев увлекся авиацией. Но бескрылые чиновники из военного ведомства оставили без ответа его просьбы о субсидиях. Свой самолет, который изобретатель назвал как нельзя точно "Кудашев-1", Александр Сергеевич построил практически в одиночку на собственные средства. Это была вполне внушительная по тем временам модель в 320 килограммов веса. На ней Кудашеву удалось совершить недолгий и недлинный, всего на сотню метров, полет. Но это был, повторяем, первый в России полет на российском самолете. Однако бюрократизм чиновников был непоколебим. Достижение Кудашева не было официально признано на основании того, что летал он без предварительного уведомления, а на летном поле не было наблюдателей из Петербурга.
Лишь теперь приоритет Кудашева признан и по достоинству оценен. В следующие три года Кудашев построил еще три новых модели аэроплана, но понял, что не выдерживает соперничества с талантливым, напористым и удачливым Сикорским, к которому уходят и слава, и субсидии, и перешел на работу в его, Сикорского, конструкторское бюро. В 1914 году Кудашев неожиданно уехал из России. Поселился во Франции, конструкторской деятельностью не занимался, пытался преподавать. Вскоре его следы затерялись. Так что до сих пор даже точная дата и обстоятельства смерти Александра Кудашева, первого русского авиаконструктора, остаются неизвестными.






















































































