Российские программисты считаются одними из лучших в мире. Таково мнение экспертного сообщества. Где и как готовят наших компьютерных гениев, и как оставить талантливых программистов на родине? Ведь, не секрет, что более половины айтишников уезжают работать за рубеж. Об этом Анатолий Кузичев беседовал с вице-президентом Mail.ru Анной Артамоновой в студии радио "Вести ФМ".
Кузичев: Я счастлив приветствовать в студии "Вестей ФМ" Анну Артамонову, вице-президента Mail.ru. Здравствуйте, Аня.
Артамонова: Добрый день.
Кузичев: Вот удивительно, конечно, все-таки интернет-компании, конечно, они очень специфические, совершенно вне советской привычной парадигмы: молодая красивая женщина, а надо же – вице-президент. Как вам так удалось-то?
Артамонова: Это случайность.
Кузичев: Вы должны были сказать: просто я умная и красивая, вот и все.
Артамонова: Да. Но в основном там мужики все-таки.
Кузичев: Да?
Артамонова: Конечно, это же Интернет.
Кузичев: Потому у вас очень успешная компания, правда?
Артамонова: Конечно.
Кузичев: Сказала Анна и заплакала. Но ничего, смотрите, у нас есть еще несколько вопросов к вам. Есть такая проблема, она на разных уровнях, в том числе и на самом высшем обсуждается, даже уже смешно произносить это словосочетание, настолько оно оскомину набило, - "утечка мозгов". Я так понимаю, что утечка мозгов происходит не только по вульгарному, так сказать, мотиву - "там больше платят", - это же целый комплекс проблем, типа: недостаточная подготовка специалистов (давайте говорить про вашу сферу) в IT-сфере. Соответственно, там присутствует недооцененность, возможно, народное хозяйство не видит в них особой нужды, потому они уезжают туда, где в них видят особую нужду, где им хорошо платят и так далее. Вот есть такая проблема?
Артамонова: На самом деле я бы разделяла эти две проблемы – проблему образования российского и проблему утечки мозгов. То есть у нас действительно есть с образованием некоторые проблемы, они заключаются в том, что, так скажем, научно-техническая база безбожно устаревает. То есть у нас достаточно сильная по-прежнему такая теоретическая база, то есть это физика, математика в ее чистом, так скажем, незамутненном виде. Но как только дело касается каких-то более прикладных профессий, специальностей и подготовки специалистов такого профиля, мы обнаруживаем очень устаревшие во всех вузах и инструменты, и курсы, и, к сожалению, преподавателей, которые тоже помнят еще…
Кузичев: Перфокарты.
Артамонова: Перфокарты. Или до сих пор в автомобильных вузах учат на основании двигателя от "Жигулей" первой модели. В этом минус нашего образования, оно очень академичное и теоретическое и достаточно слабо применимо на практике без доточки, доработки этих специалистов. То есть и эта работа перекладывается на плечи соответственно уже, видимо, либо самого человека, который должен заниматься самообразованием, либо компании, которая его наймет.
Кузичев: Либо есть еще третий вариант. Вы говорите, хоть их и надо разделить, но на самом деле есть очень хороший вариант: получить отличную теоретическую подготовку здесь. Вот Игорь Ашманов, это его теория, говорил нам, что в России готовят изумительных математиков, отличных. И именно поэтому российские программисты так ценятся, потому что у них база фундаментальная, она математическая, и это очень серьезно. Так вот, третий путь – это не компания и не самообразование, а зарубежные структуры, которые просто тебе преподают, и там ты по инерции и остаешься, и работаешь. Я пытаюсь связать это.
Артамонова: На самом деле вы правы в том, что за границей действительно образование менее фундаментальное, оно более прикладное. Наши люди, которые туда едут, они скорее всего уже едут сформировавшимися более-менее специалистами, и едут уже туда работать и жить, за исключением, так скажем, детей богатых родителей. А основная масса людей, которая выезжает за свой счет, она все-таки уже едет не на обучение, а на работу, сформировавшись уже здесь самостоятельно, путем ошибок, проб и ошибок работы в российских компаниях и так далее. Но на самом деле я хочу сказать не об этом. Люди едут за границу не потому, что они там хотят образовываться, а потому, что они там хотят… На самом деле, есть два фактора. Во-первых, это уровень жизни и, в принципе, качество жизни как таковое, то есть когда ты выходишь на улицу, дышишь не угарным газом, а все-таки воздухом.
Кузичев: Фиалками.
Артамонова: Когда у тебя белочки в центре Лондона прыгают. В общем, чувствуешь себя белым человеком. Это первое. А второе – на самом деле это амбиция и самореализация. И речь даже не о деньгах. Зачастую люди уезжают на меньшие деньги, учитывая то, что за границей достаточно высокие налоги, и как бы кажущаяся большой зарплата потом внезапно уменьшается почти в полтора раза или в два после выплаты налогов и так далее. То есть люди едут за самореализацией, за тем, чтобы чувствовать себя причастными к какому-то большому интересному делу, за тем, чтобы быть там на острие, на переднем крае развития технологий.
Интервью с Анной Артамоновой слушайте в аудиофайлах
Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"












































































