20-летие музея Параджанова

В Ереване 20 лет назад был открыт дом-музей Сергея Параджанова. Хотя он никогда не жил в Армении, но все свое художественное наследие завещал малой родине. В музее больше 600 работ Параджанова, интерьер его дома в Тбилиси и личные вещи.

В Ереване 20 лет назад был открыт дом-музей Сергея Параджанова. Хотя он никогда не жил в Армении, но все свое художественное наследие завещал малой родине. В музее больше 600 работ Параджанова, интерьер его дома в Тбилиси и личные вещи.

Звезде американского и французского кино Фанни Ардан показывают музей Сергея Параджанова в Ереване. Представленные в экспозиции знаменитые талеры режиссер выдавливал пальцами на крышках от кефирных бутылок. Выглядят они как серебряные, хотя на самом деле это обычная фольга. Параджанов создал их в 1976 году, когда сидел в карцере Лукьяновской тюрьмы.

Премия кинофестиваля "Золотой абрикос" – как раз копия такого талера. Такой же есть у Фанни Ардан за вклад в развитие кинематографа. Тюремная история Параджанова француженку интересует особенно, так как среди тех западных деятелей искусств, вступившихся тогда за Сергея Иосифовича, был и ее близкий друг, режиссер Франсуа Трюффо. "Все такое нервное, связано с его жизнью, душой, воображением, искусством. Я не могу что то выделить. Все это – он сам", – уверена актриса.

Типичный южный дом с прохладным внутренним двориком и деревянной галереей. Его стали строить в 1988 году, когда предполагалось, что Сергей Параджанов будет тут останавливаться, приезжая из Киева, где он жил постоянно. Но строительство заморозили из-за землетрясения в Спитаке, и .музей открыли лишь в 1991 году, когда самого Параджанова уже не было в живых. Дом на крутом берегу реки наполнили произведениями искусства, которые режиссер создавал в течение жизни. Его рисунки и скульптуры талантливы, но вполне традиционны по форме. А вот такие коллажи и объекты, как у Параджанова, не мог бы придумать ни один художник в мире.

Параджанов говорил, что когда он родился, то увидел мать, горы и очень много красивых вещей. Его отец торговал антиквариатом, поэтому Параджанова с детства интересовала предметы их тайная жизнь. В его руках все превращались в драгоценности – фрагменты поломанных стульев, разбитые зеркала, старые детские игрушки и. Среди любимых предметов, которые он особенно часто использовал в своих объектах, – гранаты.

Прямо в центре главной залы – плакат с фотографией Параджанова. К нему ведут ступени, уставленные экзотическими предметами, бумажными цветами и статуэтками, среди которых Ника, которую режиссеру вручили посмертно в 1992 году за незаконченную "Исповедь". Вся композиция похожа на языческий алтарь, а многие объекты выглядят как иконы в богатых окладах. Среди них – сам Параджанов в виде ангела с проволочным нимбом.

Он постоянно пытался подводить итоги своей жизни. Студентом ВГИКа Параджанов женился на мусульманке Нигяр. Ее родители были против брака с христианином, и через месяц после свадьбы она покончила с собой. Вероятно, поэтому, как считают в музее, у Параджанова было особое отношение к смерти, был даже своеобразный культ похорон. Так, он организовал театрализованные похороны парикмахера. Когда выносили гроб, соседские мальчики щелкали ножницами.

Он декорировал любое помещение, в которое попадал, из всего делал театр: по-особому связывал занавески, с помоек приносил предметы, которыми украшал интерьер. Директор дома-музея Сергея Параджанова Завен Саркисян считает: "Некоторым кажется, что если они с Параджановым работали, то и они делали фильм. На самом деле это не так. Он дирижер, который говорил, как делать. А если его нет, то ничего и не получается".

За 40 лет творческой жизни Параджанов снял не так много фильмов, но в первой же картине он создал свой киноязык. Особенно известны его картины 1960-х годов – "Тени забытых предков" о жизни гуцула Ивана и "Цвет граната" об армянском ашуге Саят-Нова. Параджанов прекрасно знал народное искусство, а каждый кадр картины строил как огромный коллаж. Однако все его ленты были сняты, как сейчас принято говорить, "не в формате" и подвергались критике.

Сергея Параджанова арестовали 17 декабря 1973 года, по сфабрикованному делу о гомосексуализме он провел в заключении четыре года. Его освободили чуть раньше срока еще и потому, что за него вступились на Западе. Все время пребывания в тюрьме Параджанов рисовал, и его экспрессионистические портреты сокамерников – это нечто изысканное. А игральные карты – это способ выжить в уголовной среде. Он был великим тружеником и не заниматься творчеством не мог. Актер Серж Аветикян вспоминает: "Он всегда работал. Он сказал: "Мои руки никогда не оставят работу". Но он не снимал 15 лет! Это было очень скучно для него – не снимать 15 лет".

Параджанов оставил несколько незаконченных фильмов и сценарии, по которым так ничего и не снял. Он оставил сотни объектов и десятки альбомов с коллажами. Его музей – самый посещаемый в Ереване. Ведь в Параджанове и его искусстве есть какая то тайна! В 2012 году начнутся съемки фильма под условным названием "Параджанов", в котором роль режиссера сыграет французский актер Серж Аветикян, который был лично знаком с мастером.