Самолетам-ветеранам ищут замену

Вслед за самолетами Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах в России также может быть выведен и Ан-24. Вести.Ru спросили у специалистов, к каким последствиям приведет это решение, поспособствует ли оно росту заказов на российские самолеты, и выяснили сколько "ветеранов" трудится на авиалиниях.

Вслед за самолетами Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах в России также может быть выведен и Ан-24. Вести.Ru спросили у экспертов, к каким последствиям приведет это решение, и поспособствует ли оно росту заказов на продукцию отечественного авиапрома.

Ан-24 и Ту-134 снимут с рейсов

Во вторник Минтранс РФ сообщил, что сейчас также рассматривается вопрос о выводе самолетов Ан-24 из эксплуатации на регулярных воздушных линиях. При этом уточнялось, что они могут использоваться при нерегулярных чартерных перевозках до выработки назначенного ресурса.

Накануне президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости прекращения полетов этих самолетов. "Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24", - отметил президент. Это заявление он озвучил после того, как в результате вынужденной посадки самолета Ан-24 на протоку реки Обь в понедельник погибли семь человек. Ранее, в связи с катастрофой самолета Ту-134 20 июня под Петрозаводском, глава государства предложил запретить полеты данного типа самолетов, как устаревших.

На сегодня российскими авиакомпаниями эксплуатируется 99 самолетов Ан - 24 и 90 – Ту-134. Тогда как, в целом, отечественный авиапарк насчитывает порядка 2,5 тысячи самолетов и вертолетов, сообщили Вестям.Ru в Росавиации.

Как здесь уточнили, использование упомянутых воздушных судов должно быть прекращено с 1 января 2012 года, если к этому моменту они не будут дооборудованы системами предупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей. Соответствующее требование было доведено до отечественных авиаперевозчиков три года назад. Отведенного времени было вполне достаточно для того, чтобы эту проблему решить. Европейские авиакомпании, к примеру, произвели соответствующее дооборудование своих лайнеров еще в 2007-2008 годах, напомнил представитель Росавиации.

Как ответил Вестям.Ru пресс-секретарь "Уральских авиалиний" (входит в десятку ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок) Сергей Антонов, его компания давно не эксплуатирует самолеты Ту-134 и Ан-24. При этом свой авиапарк она предпочитает обновлять за счет самолетов, произведенных европейским концерном Airbus. Так, в конце июня в екатеринбургский аэропорт Кольцово прибыл очередной самолет А320. Всего в текущем году приобретено пять новых авиалайнеров и еще 6 намечено закупить в следующем году, рассказал Антонов.

Перебои на маршрутах

Разумеется, к возникновению существенных сбоев в авиаперевозках требование об изъятии из эксплуатации неоснащенных современными системами предупреждения самолетов Ту-134 и Ан-24 не приведет. Но перебои на ряде региональных маршрутов, в этой связи, возникнуть могут, пояснил Вестям.Ru исполнительный директор Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Генрих Сычев.

В первую очередь, вследствие реализации такого решения, способно пострадать авиасообщение в северных регионах страны, конкретизировал в комментарии для Вестей.Ru главред журнала "Авиатранспортное сообщение" Алексей Синицкий.

Причем, добавил он, перевозчики, вряд ли, будут заинтересованы в дооборудовании своих старых судов, которое по затратам созвучно стоимости самих самолетов. А заменить "изымаемые" самолеты в ближайшее время, фактически, будет нечем. Лайнеры иностранного производства в данной нише (на 75-100 пассажирских мест) в России пока не сертифицированы. При этом серийное производство нового отечественного регионального самолета Superjet 100 и российско-украинского Ан-148 пока не запущено. И не исключено, что, в конечном счете, эти воздушные суда также будут заменены иностранными, а не отечественными аналогами, резюмировал Синицкий.

Чем заменят воздушных трудяг?

В прошлом году  в России было произведено всего семь гражданских самолетов. Это в вдвое меньше, чем в 2009 году. При том, что тот же Airbus или Boeing производят около 30 самолетов ежемесячно. Порядка 80% продаж гражданских самолетов (около 450 единиц) на российском рынке лизинга сейчас приходится на долю зарубежных компаний.

В денежном выражении сумма лизинговых сделок в сегменте авиационной техники в 2010 году составила 110,9 миллиарда рублей. Правда, в перспективе, российские власти запланировали выделить до 5 триллионов рублей на развитие отечественного авиапрома.

По идее, на замену Ту-134 как раз и должен был прийти Superjet 100, подтвердила Вестям.Ru пиар-директор компании "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Клыкова. По ее словам, в текущем году компания запланировала поставить до 10 новых самолетов "Аэрофлоту", два – армянской "Армавиа" и один авиакомпании "Якутия.

В следующем году предполагается выпустить 25 самолетов и 34 – в 2013 году. Выйти на их серийный выпуск с результатом в 60 единиц в год предусмотрено в 2014-м. Таким образом, часть выводимых из оборота старых воздушных судов в дальнейшем удастся заменить современными отечественными авиалайнерами, подытожила Клыкова.

"Однако, на тех же северных аэродромах "Суперджеты" приземляться не смогут. И в этом нет их недостатка: автомобиль вовсе не обязательно должен быть оснащен гусеницами, чтобы передвигаться по провинциальному бездорожью", - отмечает главред "Авиатранспортного обозрения".

Но, тем не менее, призвал излишне не драматизировать ситуацию, в связи с возможным импортозамещением отечественных воздушных трудяг, поскольку в современном мире производству авиалайнеров все более становится свойствен транснациональный характер.