Тема:

Падение "Фобоса" 11 лет назад

Межпланетная станция "Фобос-грунт" готова к полету на Марс

Межпланетная станция "Фобос-грунт" готова к запуску. Ночью она отправится к спутнику Марса. Главной целью миссии, которая продлится три года, станет доставка на Землю образцов грунта с Красной планеты. Учёные надеются, что это поможет им ответить на многие вопросы о происхождении Вселенной.

Межпланетная станция "Фобос-грунт" готова к запуску. Предстоящей ночью она отправится к спутнику Марса. Главной целью миссии, которая продлится три года, станет доставка на Землю образцов грунта с Красной планеты. Учёные надеются, что это поможет им ответить на многие вопросы о происхождении Вселенной.

Ракета-носитель "Зенит". Под головным обтекателем – автоматическая станция "Фобос-Грунт". Когда-то ракета должна была доставлять космонавтов на орбиту. Ныне у этого носителя задача поистине межпланетного масштаба.

"Замечательная программа. В конце концов, человек должен понимать, где он живет, что такое Вселенная, и я думаю, что это шаг, это шаг вперед", – говорит генеральный конструктор, генеральный директор КБ "Южное" Александр Дегтярев.

Межпланетная станция "Фобос-Грунт" создана с использованием новейших технологий. Совершенно новая архитектура и элементная база рассчитана на работу в жестких условиях открытого космоса. Такого последние десятилетия в России не строили.

"Чрезвычайно сложный проект. Построен по новой для нашего предприятия архитектуре, открытая архитектура, приборы работают в открытом космосе, тяжелый проект, сложный, дорогой", – говорит руководитель проекта "Фобос-Грунт" Петр Меркулов.

На борту – настоящий внеземной научный институт. Пока аппарат не закрыли обтекателем, удалось разглядеть некоторые его уникальные приборы. На солнечных батареях – специальные датчики для анализа солнечной активности. Даже специальные ноги у посадочного модуля снабжены научной аппаратурой.

"Одна нога, вторая нога, и третья сверху. На них, как на опору будет уже садиться космический аппарат, и на этих трех ногах у нас расположены еще приборы – термофоб для проведения измерения физических свойств грунта и температуры", – объясняет конструктор по научной аппаратуре НПО им. С.А.Лавочкина Борис Новиков.

Одиннадцать антенн обеспечат связь между «Фобос-грунтом» и Землей на всем протяжении полета. Совершат перелет и две капсулы с земными бактериями. Испытания на живых организмах ответят на главный вопрос: вынесет ли человек реальный полёт на Марс.

"По баллистическим соображениям, перелет к Марсу наиболее выгоден раз в два года, в так называемое астрономическое окно, когда перелет происходит с наименьшими энергетическими затратами", – рассказывает руководитель проекта "Фобос-Грунт".

Почти год перелета от Земли до Фобоса. Дальше – отделение маршевой установки и китайского микроспутника "Инхо" для изучения Марса. После этого запускаются специальные прижимные посадочные двигатели.

"Целый комплекс двигателей, который не только позволяет стабилизировать аппарат и наводить его в какую-то точку, но также прижимать его к поверхности Фобоса", – отмечает конструктор по научной аппаратуре НПО им. Лавочкина.

Перед накаткой обтекателя на космический аппарат "Фобос-Грунт" устанавливают специальный радиационный излучатель. Он конечно, не смертельно опасный, но работать с ним допущены всего несколько человек в специальном обмундировании. Миссия аппарата "Фобос-Грунт" завершится через три года, в 2014 году. На Землю вернется 7-килограммовая капсула с внеземным реликтовым веществом, весом не более 200 граммов.