Тема:

Финансовый кризис в мире 7 месяцев назад

Почему сдаёт евро. Реплика Александра Привалова

Почему сдаёт евро. Реплика Александра Привалова
Самой обсуждаемой новостью мировых финансовых рынков остаётся ослабление евро. Речь идёт, прежде всего, о снижении стоимости европейской валюты по отношению к главному оппоненту, доллару.

Самой обсуждаемой новостью мировых финансовых рынков остаётся ослабление евро. Речь идёт, прежде всего, о снижении стоимости европейской валюты по отношению к главному оппоненту, доллару. В середине января один евро стоил почти полтора доллара (1,43 – 1, 45), а теперь на международном рынке уже примерно 1,36 и, говорят, скоро будет ещё ниже.

Евро сейчас падает и по отношению к рублю. За первую неделю февраля его официальный курс в России снизился больше чем на полтинник. Текущие причины этого явления хорошо известны и спора не вызывают.

Поводом для падения евро стала череда сообщений о жесточайших финансовых проблемах в целом ряде стран Европейского сообщества, входящих в зону евро - Греция, Португалия и Испания. Большой дефицит, огромные долги, относительная слабость национальных экономик этих стран, видимое нежелание ЕС как целого спешить на помощь своим бедствующим членам – всё это побудило многих экспертов говорить о суверенных дефолтах и чуть не о скором распаде единой европейской валюты. И всего этого вполне хватило, чтобы спихнуть евро с вершины на наклонную плоскость.

Но важно понимать, что названные страхи были весьма преувеличены. И суверенных дефолтов, скорее всего, не случится, и единая валюта на этот раз без сомнения устоит. Бедствующим так или иначе подкинут деньжонок, и всё на какое-то время успокоится.

Но за этим – переоценённым – поводом стоит реальная причина падения евро. Состоит она в том, что страны ЕС выходят из кризиса существенно медленнее, чем Штаты и чем страны Азии. Только что опубликован прогноз Всемирного банка. Там считают, что рост американской экономики в текущем году составит 2,5%, в будущем году – 2,7. Темпы же роста стран зоны евро оцениваются, соответственно, в один и полтора процента.

Прогнозы других аналитических центров к старушке Европе бывают ещё менее щедры. Отставание европейских темпов от американских кое-кто считает не двойным, а тройным. Начитавшись таких прогнозов, инвесторы и теряют доверие к евро, и это естественным образом сказывается на динамике курса.

Конечно, тут, как и всегда бывает на открытом рынке, многое - просто от моды: "Все побежали – и я побежал". Некоторое время назад, многие ещё помнят, было хорошим тоном бранить доллар – и все его бранили. После шума вокруг Греции стало модно бранить евро – вот все и бранят теперь именно его. Хотя ведь есть, что сказать и в его защиту. Ну, например: да, по темпам развития зона евро отстаёт, но зато европейская экономика сравнительно самодостаточна (в денежном отношении), тогда как американская экономика просто не может функционировать без постоянного притока иностранного капитала. Однако даже с учётом подобных "смягчающих обстоятельств" большинство экспертов ожидают продолжения понижательной тенденции по евро.
Но не более чем в среднесрочной перспективе. Длинные перспективы у евро, пожалуй, совсем неплохи. Во-первых, в ведущих странах ЕС (Германия, Франция) положение существенно лучше, чем "в среднем по больнице", и это внушает умеренный "еврооптимизм". Во-вторых, еэсовцы уже всерьёз заняты даже не подготовкой к новому этапу в мировой экономике, а прямо устройством этого этапа.

Что про новый этап можно уже сегодня сказать с уверенностью? Что в нём не будет больше доминирования глобальных финансовых институтов, обеспечивающих быстрый оборот денег и гигантских доходов самим себе, и что, стало быть, в нём необходимо утроенное внимание к собственному инвестированию в собственные промышленность и инфраструктуру. Поэтому европейцы активно обсуждают перенос режима особого благоприятствования в своей государственной политике с финансового на реальный сектор. Они несопоставимо меньше американцев зависят от притока внешних денег (и, значит, от обеспечивающих приток гигантских фандрайзеров). А, значит, им будет гораздо легче провести такие изменения в политике.

Далее европейцы не хуже кого угодно другого говорят неоспоримо правильные речи об абсолютной недопустимости протекционизма, но они меньше других аналогичных ораторов упиваются собственными речами. Примерно половина всех вообще протекционистских шагов, совершённых за последний год странами "Большой двадцатки", совершены именно Евросоюзом. Так что совершенно не исключено, что через некоторое время, возможно, уже к концу этого года, а, возможно, года через два, евро вновь начнёт мало-помалу отыгрывать у доллара то, что так (по видимости) легко отдаёт сегодня.