Двадцать иностранных посольств в Москве стали музеями, а дипломаты – экскурсоводами. Смена профиля, конечно, не означает сворачивания дипотношений, а, напротив, несомненно, пойдет им на пользу. Посольства, открывшие двери для всех желающих – часть исторического и культурного наследия Москвы, которому посвящен сегодняшний день.
Сегодня тот самый день, когда двери итальянского посольства открыты для всех желающих, и когда главному администратору, синьору Бернини выпадает доля экскурсовода. Он шутит: "Вообще-то, у нас живет призрак немецкого посланника фон Мирбаха, убитого в 1918 году в Красном зале". Но синьор Бернини лично попросил призрака гостей не пугать. Кстати, и кроме Мирбаха, в доме бывало много примечательных людей.
"Здесь работали Троцкий и Ленин. Сюда приходили Бухарин и Зиновьев", – говорит главный администратор посольства Италии в РФ Валерио Бернини.
Итальянское посольство в Денежном переулке, с 1924 года. Из всех предложенных домов итальянцы выбрали именно этот – особняк Сергея Павловича Берга, богатейшего человека своего времени. Синьор Бернини просит обратить внимание на люстры – как причудливы, как хороши. Первый дверной звонок в Москве появился именно в этом доме. И электричество сюда провели, когда нигде в городе еще не было.
По случаю появления электричества хозяева решили устроить прием-сюрприз. Позвали гостей и неожиданно включили свет в зале. Дамы страшно сконфузились бросились спасаться бегством – ведь макияж, нанесенный при свечах, выглядел совершенно неподобающе в электрическом освещении.
Дом всегда был в центре внимания. В посольстве говорят: "Мы и теперь продолжаем традиции семьи Бергов". В гостеприимстве обитателям особняка не отказать.
"Здесь мы часто приемы устраиваем. И каждый раз гости могут посмотреть. Двери открыты сегодня в официальном смысле, но двери открыты всегда", – отметил первый советник посольства Италии в РФ Гуидо де Санктис.
В международный день музеев, открыты двери двадцати посольств. Новозеландское посольство принимает гостей в особняке на Поварской. Экскурсовод рассказывает об истории здания.
"А что здесь было сразу после революции? Здесь было католическое представительство, представительство католической церкви, а после – посольство Новой Зеландии", – рассказывает экскурсовод Татьяна Болонова.
Господин посол тем временем показывает – только нам – недавно раскрытый фрагмент витража, очевидно, работы Кекушева, "Пан, играющий на свирели". И тут же вспоминает, как впервые оказался в этом московском особняке.
"Я впервые переступил порог этого особняка 25 лет назад вторым секретарем посольства. И тогда я испытал то же самое, что и восемь месяцев назад, когда вернулся, в качестве посла. Это такая привилегия и огромная ответственность – жить и работать в настоящем архитектурном сокровище", – признался чрезвычайный и полномочный посол Новой Зеландии в РФ Иэн Хилл.
Экскурсия – всего две комнаты. Большой зал и большая столовая. Подлинный камин в мраморе. Зеркало. Двери из карельской березы. Уникальная возможность увидеть то, что недоступно в другие дни года. Даже маленькую новозеландскую деталь в интерьере – рисунки растений из экспедиции Джеймса Кука.










































































