Пекин меняет финансовые ориентиры. Народный банк Китая объявил, что во втором полугодии текущего года намерен проводить умеренно широкую монетарную политику. Видимо, инфляционные риски становятся выше рисков замедления экономики.

Пекин разворачивает экономику. При текущей ценовой конъюнктуре на мировых сырьевых рынках Китаю дорого расти. Поднебесная больше не желает субсидировать и кредитовать поставщиков нефти и руды.

Народный банк Китая сворачивает кредитную политику. В этом году объём кредитования в стране должен снизиться на 25 процентов: с прошлогодних десяти триллионов юаней – до семи с половиной.

Тан Минь, заместитель ответственного секретаря Китайского фонда исследований развития, говорит: "С начала года Центробанк три раза повышал норму резервирования по вкладам. Сегодня для больших и средних коммерческих банков она составляет 17%. Вообще, текущий год будет более жестким по сравнению с предыдущим. Это касается как денежной, так и финансовой политики".

Закручивание гаек в кредитном секторе уже привело к снижению темпов роста китайской экономики. В мае промышленное производство в месячном выражении замедлилось почти на полтора процента. Правда, в сравнении с маем 2008 года рост ошеломляющий – 16 с половиной процентов.

Шэн Лайюнь, спикер Государственного статистического управления Китая, комментирует: "В мае началось сокращение роста шести главных отраслей с высоким потреблением энергии, что привело к сокращению прироста всей отрасли на полпроцента. Это было связано с политикой страны. Однако это не означает замедления роста во всей экономике. К примеру, экспорт в мае вырос на треть по отношению к предыдущему году и на четыре процента относительно апреля".

Великая китайская мануфактура продолжает работать на полную катушку. А значит, ей по-прежнему нужно сырьё для переработки. В прошлом году зависимость Китая, к примеру, от импорта железной руды выросла на три процента. Две трети стали Пекин выплавлял из зарубежного сырья. Говорит Ло Биншэн, заместитель председателя Китайской ассоциации металлургической промышленности: "В 2009 году разница между контрактными спотовыми ценами на руду достигла 40 и даже 50 долларов за тонну. Это вносило бесконтрольную конкуренцию и различные махинации и привело к неразберихе в вопросах импорта железной руды в Китай. Нам необходимо всеми силами поддерживать внутреннее производство руды и снижать зависимость от её импорта".

Нефть – ещё один продукт, от которого серьёзно зависит Китай. И сейчас мировой энергетический рынок повернулся к Поднебесной лицом: котировки нефти второй месяц находятся в умерено снижающемся тренде. Это помогает Пекину не только поддерживать рост экономики, но и сдерживать рост цен. Чжэн Чаоюй, профессор экономического факультета Народного университета Китая, объясняет: "Снижение стоимости нефтепродуктов сказывается на снижении инфляции. Котировки нефти – это некий индикатор мировой экономической конъюнктуры, курса национальной валюты и особенно инфляционных ожиданий. Летом, в период сельскохозработ, сокращение стоимости топлива будет иметь большое значение для производства и транспортировки продукции фермеров. А снизив стоимость сельскохозпродуктов, можно в целом ослабить инфляционное давление внутри страны".

1 июня Пекин снизил внутренние отпускные оптовые цены на бензин и дизель на 230 и 220 юаней за тонну. В итоге конечный литр топлива подешевеет на 15-20 фэней. Экономику это серьёзно не разгонит, а заправляться китайцам будет выгоднее.