Валерий Шанцев: кирпичные дома лопались, как орехи

Львиная доля потерь от огненной стихии в Нижегородской области пришлась на 29 июля, когда аномальная жара и лесные пожары соединились с ураганным ветром скоростью 40 метров в секунду. Над областью пронесся огненный шторм, а с ним, в отличие от обычных лесных пожаров, в мире не справлялся еще никто.

Львиная доля потерь от огненной стихии в Нижегородской области пришлась на один день – 29 июля, когда аномальная жара и лесные пожары соединились с ураганным ветром скоростью 40 метров в секунду. Над областью пронесся огненный шторм, а с ним, в отличие от обычных лесных пожаров, в мире не справлялся еще никто.

Об этом рассказал сегодня в прямом эфире "Радио России " глава региона, на который, по оценкам Минрегионразвития, приходится треть всех российских потерь. По словам Валерия Шанцева, пожароопасная обстановка в области была объявлена уже 5 мая, а с 1 июля введен режим чрезвычайной ситуации. "За это время мы потушили 1496 пожаров. И если до 29 июля огонь бушевал на площади 50 тысяч гектаров, то после этого – на 127 тысячах гектаров. То есть за одни сутки огонь прошел путь в 2,5 раза больший, чем за предыдущие два месяца. Кирпичные дома лопались, как орехи. Огонь был за 1000 градусов. Пламя перелетело через озеро шириной 250 метров", - вспоминает Шанцев.

Он указал, что были спасены деревни, которые стояли ближе к лесным массивам, а более дальние сгорели, потому что пожар перекинулся за спину тем, кто боролся с огнем. "В этой ситуации, имея прогноз на один день, мы начали эвакуацию населения на приблизительном маршруте этого ветра за сутки до того, как случилась беда. Поэтому удалось избежать больших потерь. По крайней мере, ни одного ребенка не погибло – это тоже свидетельствует о том, что этот кошмар мы предвидели", - подчеркнул губернатор.

Он отметил, что люди вели себя очень достойно. После объявления эвакуации многие стразу отправили из опасных районов детей и немощных, а те, кто был в силе, до последнего пытался помогать тушить огонь, и покинули "поле боя", лишь когда стало понятно, что битва проиграна. Больше всех пострадали четыре поселения Выксунского района: Верхняя Верея (там сгорело более 400 домов за час), Барковка (порядка 130), Томболес (около 50) и Красный Бакен. У погорельцев сначала, естественно, был шок: каждый боялся, что останется со своей бедой один на один. Но сейчас, почувствовав помощь государства и региона, пострадавшие постепенно успокаиваются. Многие ведь получают сейчас то, о чем раньше и мечтать не могли. У некоторых дома будут больше прежних, а компенсации хватит и на покупку недорогого автомобиля, рассказал Шанцев.

Сгоревшие поселения восстановят в новом качестве: это будут уже не деревни, а поселки городского типа, где каждый дом будет иметь отопление, централизованное и горячее водоснабжение, газоснабжение, индивидуальный септик и телефон. Дороги будут восстановлены, их число увеличено вдвое. Людям, привыкшим к деревянным срубам, для демонстрации конструкции и типов новых домов провели экскурсию в те поселения, где эти дома уже построены и эксплуатируются не один год. С хорошим утеплителем их стены при толщине 28 см имеют такую же теплопроводность, как кирпичные толщиной 1,5 метра. Предыдущую зиму с морозами под 40 они выдержали достойно. Такие дома строят в Норвегии, Швейцарии, Австрии, Германии, указал глава региона, заверив, что к ноябрю все погорельцы будут обеспечены новым жильем.