Действующей Конституции исполнилось 18 лет. Первый основной закон новой России, принятый 12 декабря 93-го после всенародного голосования, коренным образом изменил и структуру органов власти, и правовую систему государства. При этом впервые его нормам придали прямое действие – то есть граждане получили возможность защищать свои права, ссылаясь только на Конституцию. О том, как это делается, Дмитрий Медведев говорил с судьями Конституционного суда, который, кстати, на два года старше самой Конституции.
Уже стало традицией, когда в День Конституции ее гарант – президент – встречается с теми, кто следит за ее соблюдением. Конституционный суд – высший орган, контролирующий исполнение основного закона страны.
"Ваша деятельность в текущем году оказалась во многом созвучна тем, чем занимался я, – заметил собравшимся глава государства. – Я имею в виду тему моего прошлогоднего послания, которое было посвящено значительной мере защите интересов детей и правовому регулированию материнства, отцовства; по вопросам, которые связаны с семейным правом. Это, наверное, не просто совпадение. Такая направленность свидетельствует и о том, что у нас совпадают усилия по поддержке интересов семьи, материнства и детства, и, конечно, право остается мощнейшим регулятором, значение которого невозможно переоценить".
Только в этом году в Конституционный суд обратились почти 14 тысяч человек. Виктория Кобылинская из Воркуты, например, была уволена из органов опеки по сокращению, будучи матерью-одиночкой с шестилетним ребенком. Оказалось, что в случае с госслужащими действовали другие нормы закона. И Конституционный суд эту правовую коллизию разрешил: Виктории, а вместе с ней и остальным одиноким мамам дал возможность не бояться увольнений.
А другое обращение в Конституционный суд – жителя Ленинградской области – обнадёжило всех без исключения дачников: судьи однозначно ответили – прописываться на дачных участках, даже если они расположены на землях сельхозназначения, можно. А ведь из таких, казалось бы, частных случаев и складывается отношение ко всей судебной системе. И, конечно, доверие.
"Ваши правовые позиции – не только предмет для обязательного изучения, но, я считаю, для многих судов и пример для подражания, – заявил Медведев. – Разумеется, международный авторитет не является самоцелью работы. Понятно, он лишь отражение того, что мы реально делаем, но он подтверждает и то, что конституционные права и свободы наших граждан находятся под надежной защитой Конституционного суда".
К этой, как говорит президент, надежной защите страна пришла не сразу. После развала Советского Союза Россия еще два года жила по закону государства, которого не было. И только в 93-м – тогда президент Ельцин – созвал конституционное собрание.
Почти тысяча экспертов статья за статьей разрабатывали новый закон, который обязал государство на деле соблюдать и защищать новые ценности. Изменения Конституция претерпела лишь однажды, когда срок полномочий президента увеличился до 6 лет, а депутатов Госдумы – до пяти.
И сегодня они впервые применяются на практике. Вновь избранный парламент, его нижняя палата, будет работать по-новому. А вот правила работы Конституционного суда не меняются уже ровно 20 лет. Главный его принцип – независимость.
"Мы с полным основанием можем сказать, что все попытки критики, когда навешивается, скажем, ярлык, что судебная система находится под пятой Кремля или так далее, – к Конституционному суду это не просто не имеет никакого отношения, а это просто в высшей степени неверное, одиозное и злопыхательское суждение, – заявил Валерий Зорькин председатель Конституционного суда РФ. – И мы, когда мы будем уходить со своих должностей, мы можем с чистой совестью сказать, что такого вмешательства нет, не было и, я надеюсь, не будет никогда".
"То, что вы сказали, относится и к другим судам, – заметил в ответ президент. – И к Арбитражному суду, и к суду общей юрисдикции, потому что никакого вмешательства, и об этом знают сами судьи, на самом деле никогда и нет. Хотя разговоров всегда ходит много о том, чей ресурс используются и так далее. Но так могут рассуждать люди очень далекие только от судебной работы, от того, чем все вы занимаетесь. Я имею в виду весь корпус судей".
Сегодня российская конституция достигла своего совершеннолетия. Но можно ли говорить о совершенстве? Первый и бессменный председатель Конституционного суда Валерий Зорькин уверен, что белых пятен в российских законах почти не осталось, законодательная система в стране полностью создана. Осталось сделать так – и это уже слова президента, – чтобы прописанные в законе нормы соблюдались всеми без исключения.
























































































