Адвокат: общество не готово отказаться от понятых

В России могут отменить понятых, заменив их беспристрастными полицейскими видеокамерами. Однако пока непонятно, каким образом будет происходить видеорегистрация следственного действия. По мнению адвоката Евгения Рубинштейна, отказываться от института понятых еще достаточно рано.

В России могут отменить понятых, заменив их беспристрастными полицейскими видеокамерами. Однако пока непонятно, каким образом будет происходить видеорегистрация следственного действия. По мнению адвоката Евгения Рубинштейна, отказываться от института понятых еще достаточно рано. Свое суждение он подробнее пояснил в программе "Утро России".

По его словам, совершенно непонятно, как дальше будет использоваться эта информация в судах, ведь возникнут споры о том, что кто-то не показал какую-то часть производства следственного действия, кто-то подбросил какой-то предмет, которого не было на месте производства следственного действия. Дальше возникнут вопросы о монтаже.

Сейчас закон требует, чтобы видеофиксацию производил специально обученный человек. Но правил видеофиксации, закрепленных законодательно, нет нигде, подчеркнул Евгений Рубинштейн. "Мне, по крайней мере, неизвестно, чтобы в странах мира закреплялись законодательно правила фиксации", – констатировал адвокат.

Кроме того, видеосъемка является доказательством, если она надлежащим образом приобщена к материалам уголовного дела. При этом если будут закреплены правила видеофиксации, но произойдет нарушение этих правил, то у защитников есть шанс оспаривать ее на предмет допустимости. Если же таких правил фиксации не будет, то оспорить видеозапись в суде очень сложно, разъяснил Евгений Рубинштейн.

Он напомнил, что изначально понятые вводились не как помощники и не как средства фиксации, а как гарантии от злоупотребления судей и должностных лиц. Поэтому адвокат убежден, что во введении видеофиксации нет никакой целесообразности. "Мне думается, что это еще одна попытка убрать общественность от должностных лиц, чтобы общество не контролировало ход производства следственного действия", – заключил эксперт.

Евгений Рубинштейн рассказал, что во всем остальном мире к следователю есть колоссальное доверие, как к лицу, которое производит следственное действие. И, естественно, никому из следователей не придет в голову что-либо подбрасывать, или что-то изменять, потому что санкции за это очень строгие. "В России же, я не знаю ни одного случая, когда был бы наказан следователь за то, что он привел понятых после производства следственного действия, которые в нем не участвовали, и которые только подписали необходимые документы", – подытожил адвокат.