Российские автолюбители обсуждают, что изменится, если техосмотр будет проводить не Госавтоинспекция, а частные сервисы. С такой инициативой выступил Дмитрий Медведев, который предложил лишить ГИБДД так называемых "непрофильных функций". В Коллегии правовой защиты автомобилистов считают, что сначала надо найти честных автослесарей. Иначе получить талон техосмотра может оказаться еще сложнее чем в ГИБДД.
Еще не утихли дискуссии вокруг "левых" ксеноновых ламп, за которые теперь штрафуют и снимают номера, а уже с новой силой разгораются споры о техосмотре. Атаку на старую систему выдачи талонов ведут со всех сторон. Дмитрий Медведев подписал Указ о реформе МВД, который лишает инспекторов "непрофильных функций". В Госдуме и Министерстве экономики подготовили законы о передаче техосмотра в частные руки. Этой весной он будет рассмотрен. Автотехцентры уже закупают оборудование.
60 процентов автолюбителей проезжают мимо государственного техосмотра. Прямой дорогой – к продавцам талонов. Криминальный бизнес налажен. На запрос "получить талон техосмотра" в поисковой системе 400 тысяч совпадений. "Купить талон" – 257 тысяч. Частные фирмы открыто предлагают государственную услугу. И даже предупреждают: "остерегайтесь мошенников".
Очередь на линию, осмотр автослесаря, потом автоинспектора, а до этого еще медкомиссия – и "честный" талон на лобовом стекле. Со всеми ожиданиями на процедуру техосмотра уйдет целый день, и это если с машиной все в порядке. "Проверка по всем базам. Проверка на угон, проверка по розыску водителя, федеральному розыску. Ну и, конечно, проверка технического состояния самого автомобиля", – говорит старший госинспектор 2-го отделения МОТОТРЭР ГИБДД УВД по Северо-Восточному административному округу Москвы Валерий Жигарев. Техническое состояние завершает список приоритетов. Офицера больше интересуют "черные списки".
Госавтоинспекция до последнего держалась за свою "непрофильную функцию" – проверять автомобили на техпригодность, чтобы заодно "пробивать" на угон. "По статистике угнанные авто на 99 процентов отлавливаются на стадии регистрации, а не на стадии технического осмотра", – сообщает Андрей Шаров, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ.
Новая функция ГИБДД будет по профилю – "контролировать". Но что и как – определит новый закон. Ясно, что милиция потеряет часть полномочий. "Гражданину не придется посещать Госавтоинспекцию. Реализуется принцип так называемого "одного окна". Каких либо контактов в рамках проведения гостехосмотра с сотрудниками Госавтоинспекции не будет" ,- обещает начальник отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергей Фомочкин.
Узкая тропинка во дворе автосервиса. Идем "след в след", чтоб не увязнуть. Еще шаг – и мы на месте. Металлолом в сугробе – оборудование для техосмотра.
"Просто нет возможности хранить в другом месте. Надеемся, что оно будет востребовано и установлено", – говорят владельцы. Взяться за дело готовы и автосервисы, и автодилеры. Немецкая компания – здесь продают недешевые иномарки – уже потратила десятки тысяч евро. Ради "копеечной" по бизнес-меркам услуги. Топ-менеджер объясняет: чтобы разобраться в состоянии такого автомобиля, нужно точно знать, как он устроен. "Посмотрите какая сложная машина, сколько в ней систем электронных. Для ее проверки потребуются специалисты и очень точные приборы. К сожалению, в России гибнет много людей на дорогах. Причина этого – недостаточно квалифицированное обслуживание автомобилей", – уверен вице-президент ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" Ян Витт.
Оказалось, государственный интерес – в полной гармонии с частным. Техосмотр, конечно, малодоходное предприятие. А вот доводка автомобиля до технической нормы – это уже большие деньги. И большая политика. В кулуарах и кабинетах – жаркие споры: отдать сервисам все полномочия или разделить функции, осмотр отдельно, ремонт отдельно. "Мы готовы к обсуждению этого вопроса, но скажу свою точку зрения – мы не должны закладывать конфликт интересов, то есть разрешать совмещение функций ремонта и ТО, иначе вы ТО никогда не пройдете", – считает Андрей Шаров.
"Любой автосервис скажет: вот у вас подтекает масло из солнцезащитного козырька. А я не большой специалист в этом, я могу в это смело поверить. И вот пока вы не замените солнцезащитный козырек, мы вам не дадим талончик ТО или не подтвердим техническую исправность вашего автомобиля. Я вас уверяю: все карданные валы, которые завалялись на складе, все аккумуляторы сверх нормы – они все будут установлены на ваш автомобиль за ваши деньги", – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Автосервис, Автодилер или МОТОТРЭР – от перемены участников – правила не изменяются. Честный талон – еще не гарантия надежного контроля. За качество техосмотра автослесари с инспекторами не в ответе.
"Самая главная проблема сегодня не в том что коррупция, что продают этот талон, а в том что никто не отвечает за техническое состояние автомобиля. Выдали талон, не выдали – совершенно все равно, если автомобиль разобьется через 2 минуты после того, как выехал из ворот пункта технического контроля, потому что у него отказали тормоза. Люди, которые выдали талоны, по закону не отвечают никак", – утверждает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.
Законодательные пробелы решили устранить. Объединить частников в "саморегулируемую" организацию, как назвали ее разработчики проекта. Возложить на нее ответственность за техосмотр. Автолюбителям – предоставить право требовать с этой организации денег, если причиной ДТП стала не замеченная во время ТО поломка. Останется только доказать ошибку автослесаря.