Частный техосмотр может стать "кормушкой" для автосервисов

Автолюбители обсуждают, что изменится, если техосмотр будут проводить частные сервисы
Медведев предложил лишить ГИБДД "непрофильных функций"
Автолюбители обсуждают, что изменится, если техосмотр будут проводить частные сервисы
Медведев предложил лишить ГИБДД "непрофильных функций"
Российские автолюбители обсуждают, что изменится, если техосмотр будет проводить не Госавтоинспекция, а частные сервисы. В коллегии правовой защиты автомобилистов считают, что сначала надо найти честных автослесарей. Иначе получить талон техосмотра может оказаться еще сложнее чем в ГИБДД.

Российские автолюбители обсуждают, что изменится, если техосмотр будет проводить не Госавтоинспекция, а частные сервисы. С такой инициативой выступил Дмитрий Медведев, который предложил лишить ГИБДД так называемых "непрофильных функций". В Коллегии правовой защиты автомобилистов считают, что сначала надо найти честных автослесарей. Иначе получить талон техосмотра может оказаться еще сложнее чем в ГИБДД.

Еще не утихли дискуссии вокруг "левых" ксеноновых ламп, за которые теперь штрафуют и снимают номера, а уже с новой силой разгораются споры о техосмотре. Атаку на старую систему выдачи талонов ведут со всех сторон. Дмитрий Медведев подписал Указ о реформе МВД, который лишает инспекторов "непрофильных функций". В Госдуме и Министерстве экономики подготовили законы о передаче техосмотра в частные руки. Этой весной он будет рассмотрен. Автотехцентры уже закупают оборудование.

60 процентов автолюбителей проезжают мимо государственного техосмотра. Прямой дорогой – к продавцам талонов. Криминальный бизнес налажен. На запрос "получить талон техосмотра" в поисковой системе 400 тысяч совпадений. "Купить талон" – 257 тысяч. Частные фирмы открыто предлагают государственную услугу. И даже предупреждают: "остерегайтесь мошенников".

Очередь на линию, осмотр автослесаря, потом автоинспектора, а до этого еще медкомиссия – и "честный" талон на лобовом стекле. Со всеми ожиданиями на процедуру техосмотра уйдет целый день, и это если с машиной все в порядке. "Проверка по всем базам. Проверка на угон, проверка по розыску водителя, федеральному розыску. Ну и, конечно, проверка технического состояния самого автомобиля", – говорит старший госинспектор 2-го отделения МОТОТРЭР ГИБДД УВД по Северо-Восточному административному округу Москвы Валерий Жигарев. Техническое состояние завершает список приоритетов. Офицера больше интересуют "черные списки".

Госавтоинспекция до последнего держалась за свою "непрофильную функцию" – проверять автомобили на техпригодность, чтобы заодно "пробивать" на угон. "По статистике угнанные авто на 99 процентов отлавливаются на стадии регистрации, а не на стадии технического осмотра", – сообщает Андрей Шаров, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ.

Новая функция ГИБДД будет по профилю – "контролировать". Но что и как – определит новый закон. Ясно, что милиция потеряет часть полномочий. "Гражданину не придется посещать Госавтоинспекцию. Реализуется принцип так называемого "одного окна". Каких либо контактов в рамках проведения гостехосмотра с сотрудниками Госавтоинспекции не будет" ,- обещает начальник отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергей Фомочкин.

Узкая тропинка во дворе автосервиса. Идем "след в след", чтоб не увязнуть. Еще шаг – и мы на месте. Металлолом в сугробе – оборудование для техосмотра.
"Просто нет возможности хранить в другом месте. Надеемся, что оно будет востребовано и установлено", – говорят владельцы. Взяться за дело готовы и автосервисы, и автодилеры. Немецкая компания – здесь продают недешевые иномарки – уже потратила десятки тысяч евро. Ради "копеечной" по бизнес-меркам услуги. Топ-менеджер объясняет: чтобы разобраться в состоянии такого автомобиля, нужно точно знать, как он устроен. "Посмотрите какая сложная машина, сколько в ней систем электронных. Для ее проверки потребуются специалисты и очень точные приборы. К сожалению, в России гибнет много людей на дорогах. Причина этого – недостаточно квалифицированное обслуживание автомобилей", – уверен вице-президент ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" Ян Витт.

Оказалось, государственный интерес – в полной гармонии с частным. Техосмотр, конечно, малодоходное предприятие. А вот доводка автомобиля до технической нормы – это уже большие деньги. И большая политика. В кулуарах и кабинетах – жаркие споры: отдать сервисам все полномочия или разделить функции, осмотр отдельно, ремонт отдельно. "Мы готовы к обсуждению этого вопроса, но скажу свою точку зрения – мы не должны закладывать конфликт интересов, то есть разрешать совмещение функций ремонта и ТО, иначе вы ТО никогда не пройдете", – считает Андрей Шаров.

"Любой автосервис скажет: вот у вас подтекает масло из солнцезащитного козырька. А я не большой специалист в этом, я могу в это смело поверить. И вот пока вы не замените солнцезащитный козырек, мы вам не дадим талончик ТО или не подтвердим техническую исправность вашего автомобиля. Я вас уверяю: все карданные валы, которые завалялись на складе, все аккумуляторы сверх нормы – они все будут установлены на ваш автомобиль за ваши деньги", – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Автосервис, Автодилер или МОТОТРЭР – от перемены участников – правила не изменяются. Честный талон – еще не гарантия надежного контроля. За качество техосмотра автослесари с инспекторами не в ответе.

"Самая главная проблема сегодня не в том что коррупция, что продают этот талон, а в том что никто не отвечает за техническое состояние автомобиля. Выдали талон, не выдали – совершенно все равно, если автомобиль разобьется через 2 минуты после того, как выехал из ворот пункта технического контроля, потому что у него отказали тормоза. Люди, которые выдали талоны, по закону не отвечают никак", – утверждает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

Законодательные пробелы решили устранить. Объединить частников в "саморегулируемую" организацию, как назвали ее разработчики проекта. Возложить на нее ответственность за техосмотр. Автолюбителям – предоставить право требовать с этой организации денег, если причиной ДТП стала не замеченная во время ТО поломка. Останется только доказать ошибку автослесаря.