Виктора Тихонова называют "Мистер Дисциплина". Его считают не просто жёстким, а даже жестоким тренером, но именно под его руководством сборная СССР добилась наибольшего количества побед на международной арене.

Виктора Тихонова называют "Мистер Дисциплина". Его считают не просто жёстким, а даже жестоким тренером, но именно под его руководством сборная СССР добилась наибольшего количества побед на международной арене. И что особенно ценят российские болельщики, регулярно побеждала канадских профессионалов. Ему сегодня восемьдесят: он весел, бодр и энергичен, как тридцать лет назад, когда впервые возглавил ЦСКА и сборную СССР. Его талант заметил лично Брежнев. Сам Андропов у себя в кабинете на Лубянке уговаривал возглавить армейскую команду. Тихонов не решался. Звонок Генсека предопределил судьбу советского хоккея.

"А я не знаю, кто это звонит, он говорит: "Вот у меня Виктор Васильевич Тихонов сидит. Ну и что там? Отказывается принимать команду. Вот ты ему скажи, что в этом доме никто еще не отказывался". Он слышал, вот так вот", – вспоминает Виктор Тихонов, в 1977-1994 годах – главный тренер сборной СССР, заслуженный тренер СССР.

Кадры первого чемпионата мира в Праге, команда СССР во главе с Тихоновым. Эта победа, возможно, главная его победа. Впереди таких еще семь и три золотых Олимпиады. Высочайшую оценку этой победе дал на Президиуме Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев.

За рулем "красной машины" – военный тренер, офицер, полковник. Ему вспоминают излишнюю жесткость. А он всего лишь хотел одного – победы.

"Я всегда говорил: "Ребятки, вы пришли в хоккей, в спорт – добровольно. Вас никто не затаскивал. И спорту надо служить или уходить. У нас много профессий, куда вы можете уйти. Нельзя, чтобы вы здесь занимались спортом: выходные, дни рождения, приятели – это несовместимо", – убежден юбиляр.

За океаном Тихонов – бренд советского искусства владения шайбой. Он научил весь мир русскому хоккею. Он первый придумал играть не в три, а в четыре пятерки, не три минуты, а 40 секунд. По его пособиям учатся и сейчас.

"То, что сделал Тихонов для мирового хоккея – это еще подлежит переосмыслению, и не знаю, сколько раз, потому что его можно, наверное, было бы назвать революционером мирового хоккея", – говорит Григорий Твалтвадзе, тележурналист, спортивный комментатор телеканалов ВГТРК ("Россия", "Россия 2").

Главная задача – это подготовка игроков команды ЦСКА для победы на чемпионате мира. Этим победам Тихонов посвятил всю жизнь. И даже сейчас ему обидно: все, что наработано изнурительным трудом, утекло к противнику – на Запад.

"Если говорить, как я думаю, я думаю, что он все-таки до конца хотел сохранить вот эту систему, которая была в советское время, ее как можно дольше удержать, вот это ошибка, наверное", – полагает Владислав Третьяк, президент Федерации хоккея России, трехкратный Олимпийский чемпион, в 1960-1984 годах – вратарь сборной СССР по хоккею.

Его упрекают, что не отпускал ребят в НХЛ, а он говорил, что советский военный не может играть в иностранных клубах. Не понимал. И не понимает до сих пор. А они всего лишь хотели доказать, что могут играть как суперпрофессионалы. Кубок Стэнли в руках у ветерана Ларионова тому пример.

"Можно ли его считать самым лучшим тренером? Ну, наверное, это дело вкуса , но то, что он в когорте великих тренеров, – это совершенно очевидно: таких как Тарасов, Чернышев. Создал свою систему, сумел на протяжении многих лет выиграть все, где команда участвовала, создать пятерку Ларионова, которая не имеет аналогов", – убежден Вячеслав Фетисов, двукратный Олимпийский чемпион по хоккею, в 1975-1989 годах – капитан сборной СССР по хоккею.

Он еще вернется в большой хоккей, возглавит сборную, но это будет уже не та команда. Нет нового Фетисова, Макарова, Крутова, Касатонова, Ларионова – нет легендарной пятерки. Новые российские звезды и российские победы. Виктор Тихонов и сейчас переживает проигрыши наших, как свои личные. Но сам он, в отличие от страны, ничуть не изменился.

"Один игрок, когда уехал на Запад, сказал: "Виктор Васильевич любит жену свою и собаку". Очень правильно сказал, я любить не должен остальных, я должен остальных уважать, а любить не обязательно", – говорит Виктор Тихонов.