Публика давно приучена к нескольким экономическим показателям - всегда одним и тем же. Во всех комментариях на макроэкономические темы люди слышат о темпах роста ВВП и промышленного производства; об инфляции, безработице, обменном курсе - ну, и ещё максимум о полудюжине параметров.
Это, вообще-то, хорошо: разговор об экономической динамике, ведущийся в одних и тех же терминах, облегчает понимание и сопоставления (и по годам, и по странам) - и, что ничуть не менее важно, сильно затрудняет всякого рода надувательства.
Но для того, чтобы увидеть нечто новое, иногда бывает полезно обратиться к не очень привычным показателям. Это и сделали аналитики журнала "Эксперт", публикующие квартальные обзоры того, что они называют "реальными инвестициями", то есть (в их трактовке) всех более или менее крупных проектов нового промышленного строительства.
И вот, анализируя данные второго квартала нынешнего года, авторы получают неожиданный вывод, в данных Росстата пока не заметный: наблюдалась резкая активизация нового промстроительства - чуть ли не бум. Общая сумма заявленных, планируемых и уже осуществляемых вложений этого рода превысила 25 миллиардов долларов, то есть на четверть больше, чем в первом квартале. Конечно, заявить - не значит реализовать; но если говорить только о реально ведущихся инвестпроектах, то рост оказывается ещё больше - 64% за квартал. Давайте, поймём, чему нам тут радоваться, и радоваться ли вообще.
Авторы исследования приводят немало интереснейших наблюдений в рамках отдельных отраслей, в которых события развиваются очень по-разному, но по экономике в целом картина у них получилась вполне однозначной. Основной наблюдаемой сейчас тенденций в российских инвестициях оказывается усиление экспансии иностранного капитала в промышленность России. За второй квартал этого года среди анонсированных и реально начатых проектов более половины - иностранного происхождения.
Авторы комментируют свой вывод так: похоже, говорят они, американские, европейские и азиатские компании почувствовали долгожданную стабильность в экономике России и начали закладывать основы своего посткризисного продвижения на российские рынки, непременным атрибутом которого должно стать собственное производство в нашей стране. Причем это производство должно быть непременно новым, построенным "в чистом поле", не обременённым ошибочными или устаревшими решениями каких-то прежних времён, чтобы шансы на выигрыш в борьбе с конкурентами в долгосрочной перспективе у компании были максимальными. При этом у иностранцев сохраняется тенденция "не ходить в России в одиночку"; самые значительные проекты они реализуют вместе с крупными, как правило, государственными или окологосударственными компаниями: например, корейская Daewoo - с Объединённой судостроительной корпорацией, итальянская AgustaWestland - с "Вертолетами России", бельгийско-германская Solvin - с "Сибуром" и так далее. А в тех регионах, где достаточно крупных игроков федерального масштаба нет, они ищут влиятельных партнеров на местах.
А что же российские инвесторы, почему они так явно уступают инициативу иностранцам? Не исключено, что ответ на этот вопрос, давным-давно сформулированный котом Матроскиным, вновь становится актуальным. "Деньги есть, ума нет, - именно так, по свидетельству авторов исследования, ответил гендиректор и владелец одного из крупных мясокомбинатов в Черноземье, когда его спросили, какие проблемы возникли у него в ходе реализации инвестиционной программы его предприятия. - Мы знаем наш региональный рынок, у нас есть финансовые ресурсы, но мы пока не в силах реализовать инвестпроект самостоятельно в силу недостатка знаний и компетенций. Нам нужны партнеры".
Авторы утверждают, что подобные мнения встречались им в ходе исследования не раз и не два, - и это чрезвычайно важный факт. Значит, в текущем инвестиционном процессе в России дела обстоят следующим образом: промышленные инвестиции в стране крайне востребованы, возможностей для их осуществления - масса. Даже деньги, по большому счёту, уже не проблема, но всё упирается в недостаток квалификаций по осуществлению промышленных проектов - квалификаций для всех стадий, начиная от создания технико-экономических обоснований и заканчивая промышленным инжинирингом, и собственно возведением новых заводов и фабрик.
Выводы? Да они хорошо известны: обучать свои и привлекать чужие кадры, стимулировать развитие инжиниринга, да и вообще создавать на государственном уровне систему стимулов для восстановления и модернизации квалификационной пирамиды. Просто мало всё это знать; всё это надо делать, да побыстрее, если мы не хотим сдать без борьбы здоровенные куски собственного внутреннего рынка.























































































