Дмитрий Медведев раскритиковал отечественный авиапром

"В 2010 году выпущено всего семь гражданских самолетов – это очень унылая цифра", – отметил Медведев на заседании Совета безопасности по проблемам авиационной деятельности. По словам президента, несмотря на выделение значительных средств, целый ряд проблем в авиационном комплексе не решен.

"В 2010 году выпущено всего семь гражданских самолетов – это очень унылая цифра", – отметил Медведев на заседании Совета безопасности по проблемам авиационной деятельности. По словам президента, несмотря на выделение значительных средств, целый ряд проблем в авиационном комплексе не решен. Подробнее – корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Бейлин: Сейчас в России средний возраст магистральных пассажирских самолетов составляет 17 лет, а региональных – до 30 лет. Дмитрий Медведев заявил, что для обновления авиапарка надо прежде всего сбалансировать интересы производителей и потребителей авиатехники. Российским авиакомпаниям должно быть выгодно закупать отечественные машины. Однако не любые. Новые самолеты должны соответствовать всем современным требованиям, подчеркнул президент.

Медведев: Авиапром должен реально конкурировать с зарубежными компаниями по соотношению цена-качество продукции. Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по основным характеристикам: ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета, не говоря уже об интеллектуальной начинке самолета, его электронике. К сожалению, даже наши новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют определенные проблемы с этим, и в этом я убедился на личном опыте недавно. Поэтому нужно вкалывать, а не деньги требовать.

Бейлин: В кремлевской администрации пояснили, что, вероятно Медведев имел в виду президентский самолет Ту-214. Однажды в полете у него была обнаружена неисправность в стойке шасси. Российское авиастроение действительно находиться сейчас в критическом состоянии. По мнению главного редактора интернет-портала Авиа.ру Романа Гусарова, если даже появятся много заказов от авиакомпаний, авиапром их просто не сможет удовлетворить.

Гусаров: Семь самолетов – это максимум того, что могут выпустить все наши авиационные заводы вместе взятые. То, что сегодня предлагает наш авиапром и наши разработчики – это самолеты если не вчерашнего, то уж точно сегодняшнего дня. В то время как все ведущие авиастроители уже работают над самолетами завтрашнего дня, над самолетами 21 века, основанных на совершенно новых технологиях.

Бейлин: Для сравнения, компания "Боинг" ежегодно производит около 400 гражданских самолетов. По мнению заместителя гендиректора НИИ Гражданской Авиации Рубена Есаяна, оживить авиапром могла бы государственная поддержка. Нужна специальная компания, которая бы брала самолеты у производителей и отдавала бы их в лизинг авиакомпаниям.

Есаян: Мало гражданских самолетов у нас потому, что российский авиапром фактически не поддерживается. Должна быть большая государственная поддержка. Нужна государственная лизинговая компания, если мы хотим, чтобы наши новые самолеты летали. Авиакомпаниям в лизинг отдавать самолеты и потом выплачивать кредит.

Бейлин: Правда, в случае создания такой лизинговой компании с льготными условиями государство будет фактически субсидировать авиационную отрасль, которая принадлежит среди прочих и частному бизнесу. Так, Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция является акционерным обществом, хотя и с участием государства – его доля превышает 80 процентов. Российские авиакомпании также имеют сложную структуру собственности. С другой стороны, субсидирование собственной авиапромышленности – это обычная практика в современном мире.

Еще одна проблема связана с сокращением количества гражданских аэродромов. По данным Дмитрия Медведева, за последние 10 лет их стало меньше почти на 40 процентов. Более того, инфраструктура многих действующих аэродромов уже не отвечает современным требованиям, их придется реконструировать. Всего на развитие авиационной деятельности до 2020 году государство намерено направить более пяти триллионов рублей. То есть, уточнил президент, в десять раз больше, чем в предыдущее десятилетие. Деньги пойдут на выполнение как гражданских, так и военных программ в этой отрасли.