Дом музыки в Хельсинки: эффект виноградного сада и акустика от Тойоты

Дом музыки в Хельсинки вместил 4 зала, музыкальную библиотеку, помещения Академии Сибелиуса. Гордость проектировщиков – Большой концертный зал, рассчитанный на 1704 места, который подобно винограднику поднимается террасами вверх вокруг сцены. Автор акустического дизайна – японец Язухиса Тойота.

Дом музыки в Хельсинки вместил 4 зала, музыкальную библиотеку, помещения Академии Сибелиуса. Четыре этажа современного музыкального центра скрыты под землей. Стеклянные стены позволяют видеть, что происходит внутри Дома музыки. Главная гордость проектировщиков – Большой концертный зал, рассчитанный на 1704 места, который подобно винограднику поднимается террасами вверх вокруг сцены. Автор акустического дизайна – японский специалист Язухиса Тойота.

Тойота проектировал акустику в Концертном зале Мариинского театра. Стоимость проекта Дома музыки в Хельсинки составила около 200 миллионов евро. Финский Дом музыки похож на финский характер: сдержанность, строгость, аскетичность и одновременно намек на скрытый темперамент. Внешне он кажется даже слишком простым, такой ленинградский БКЗ "Октябрьский", только в современных материалах. Ощущение меняется по мере приближения и становится абсолютно другим при знакомстве с интерьером.

Четыре этажа центра скрыты под землей, каждый уровень-витрина финского дизайна. В качестве декора стен ожидаемо использована естественная древесина, окрашенная в темные тона карельская береза, сосна и орех. Согласно пожеланиям заказчиков архитектор Марко Кивисто смоделировал главный концертный зал по принципу виноградного сада.

"Финская архитектура традиционно учитывает климат страны, – поясняет главный архитектор проекта Марко Кивисто. – В первую очередь, это касается использования дневного света. Если есть возможность впустить дневной свет в интерьер, мы обязательно это делаем. В данном случае такой прием позволил нам создать иллюзию вторжения окружающего пространства в Дом музыки".

Вокруг главного концертного холла на 1700 мест расположены еще 5 тематических залов – репетиционный, для народной и камерной музыки, черный ящик-интерьер без акустики для электронной музыки, и самый нарядный-органный зал.

"У нас есть стилизованный немецкий орган для музыки барокко, орган итальянский для музыки ренессанса и английский орган для музыки периода романтизма, – рассказывает ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюбшобек. – Вот эти декорированные стены должны создавать иллюзию витражей, присутствия в церковном пространстве".

Главная изюминка проекта – зал с уникальными акустическими возможностями, который уже получил шутливое сравнение с музыкальной баней "по-черному". Сцена-арена в центре зала – одно из условий архитектурного конкурса. Подобное расположение по замыслу авторов проекта должно усиливать эффект коллективного переживания во время концерта.

"По-моему акустика это самое главное, чтобы играть лучше и передавать публике все, что в музыке есть", – убежден музыкант Симфонического оркестра Радио Финляндии Ристо Поутанен.

Автор акустического дизайна – господин Тойота – хорошо известен в Петербурге по работе в концертном зале Мариинского театра. Звуковую диагностику прошел каждый метр пространства холла. Особую роль в формировании звуковых волн играют облицовочные деревянные панели.

"Однажды маэстро Гергиев позвонил мне в Лос-Анджелес, – вспоминает акустический дизайнер Язухиса Тойота. – С ним был Марис Янсонс, и они спрашивали меня, в каком зале мира лучшая акустика – в Саппоро, Кавасаки или в новых европейских залах. Я ответил вопросом: "Сколько у вас детей?" Они все поняли и больше не мучали меня этой темой".

Стоимость проекта Дома музыки составила – около 200 миллионов евро, из них примерно 20 миллионов было потрачено на техническое оснащение. Финансирование взяли на себя правительство Финляндии, муниципалитет Хельсинки и главная национальная телерадиокомпания.

Проект стартовал еще в 1998 году, но практически замер к началу 2000-х из-за ожесточенных споров по поводу места строительства. Центр вырос в самом сердце финской столицы, напротив здания парламента и на одной линии с Музеем современного искусства Киасма. С середины XIX века и до 2008 года здесь располагались конюшни и складские помещения царского периода.

В 2002 году решение о строительстве принималось на достаточно скандальном заседании городского совета. 49 членов высказались за снос старых конюшен, 36 – против. Идея Дома музыки победила, но архитектурный план предусматривал массу ограничений: высотность, общая площадь и главное, что в итоге и удалось отразить Марко Кивисто, – движение из объема зала навстречу городской среде. Застывшая музыка архитектуры в финском варианте полностью уступает живой музыке.