Шедевры Антонелло да Мессина выставлены в Третьяковке

Из музеев Сицилии в Россию впервые привезли картины Антонелло да Мессина. Четыре шедевра итальянского художника эпохи Раннего Возрождения выставлены в Третьяковской галерее. Три картины, представленные на выставке, никогда ранее не покидали Сицилию.

Из музеев Сицилии в Россию впервые привезли картины Антонелло да Мессина. Четыре шедевра итальянского художника эпохи Раннего Возрождения выставлены в Третьяковской галерее. Три картины, представленные на выставке, никогда ранее не покидали Сицилию. Работы мастера редко вывозят за границу, переговоры о московской выставке длились полгода. Сохранилось около 40 полотен Антонелло, четверть из них хранится на родине художника в Сицилии.

Полгода напряженных переговоров. И вот в Москве – четыре шедевра Антонелло да Мессина, художника эпохи Раннего Возрождения. Это событие называют знаковым, ведь в российских музеях ни одного произведения итальянского живописца нет. Он родился и умер в городе Мессина на Севере Сицилии. Его имя так и переводится – Антонелло из Мессины. В Третьяковской галерее картины художника выставили по соседству с Древнерусской живописью. Чтобы подчеркнуть общее – связь с византийским искусством. Антонелло родился приблизительно в 1430 году, Андрей Рублев – в 1428 году.

"Особенность этой выставки – это Антонелло раннего периода. В Третьяковке сейчас то, что в Европе никогда не видели", – говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Все привезенные картины находятся в музеях Палермо и Мессины, три из них – никогда не покидали остров. Министр культуры области Сицилия подчеркивает, они – жемчужины именно сицилийской культуры.

"Мы надеемся, что эти, как вы говорите, драгоценности, станут визитной карточкой позволяющей узнать культуру острова", – сказал министр культуры области Сицилия Себастьяно Миссинео.

Шедевр, который редко, но все же вывозили из Сицилии – вот эта небольшая доска. С одной стороны на ней изображены Мадонна с младенцем и монахом-францисканцем, с другой – лик Христа с ажурным золотым нимбом. Три поясных изображения святых Иеронима, Августина, Григория Великого украшали верхний ряд большой алтарной композиции. Святой Иероним – определенно похож на сицилийца. А любителям итальянского кино даже напомнит Челентано.

"Это непроизвольно, просто вырвалось у художника. Вы правильно заметили – это типичные черты сицилийского мужчины", – подтверждает куратор выставки Джулия Дави.

В XIX веке картины были приведены в порядок местными мастерами, но весьма неумело. Фактически, их просто закрасили. И авторство Антонелло долгое время оставалось под сомнением. Пока шедеврам не вернули жизнь в 1952 году уже квалифицированные реставраторы. Музейщики из Мессины и Палермо полагают, что эта выставка станет стимулом для россиян посетить Сицилию.