Битва аниматоров за права на мультфильмы, похоже, проиграна. Накануне в СМИ появилась информация о том, что после исчезновения Госколлекции права на кино и мультики не перейдут никому, то есть станут народным достоянием. Впрочем, в департаменте кинематографии Минкультуры эти сведения опровергают.

Битва аниматоров за права на мультфильмы, похоже, проиграна. Накануне в СМИ появилась информация о том, что после исчезновения Госколлекции права на кино и мультики не перейдут никому, то есть станут народным достоянием. Однако в департаменте кинематографии Министерства культуры эти сведения опровергли. Кому же достанутся права на классику отечественного кино и анимации, выясняла корреспондент радиостанции "Вести ФМ" Анна Щербинина.

Казалось бы, дела российской анимации уже пошли на поправку. Надежду на перемены к лучшему вселила встреча знаменитых режиссеров "Союзмультфильма" с премьер-министром Владимиром Путиным, в результате которой аниматорам пообещали финансовую поддержку. А главное, что было обещано мультипликаторам, - это ликвидация Объединенной государственной киноколлекции, куда с годами были переданы авторские права на продукцию главных киностудий страны.

Мультипликаторы, получавшие мизерные авторские отчисления (Госколлекция забирала себе 75 процентов выручки) требовали восстановить справедливость, и как будто бы добились своего. Однако спустя два месяца Госколлекция продолжает свою работу, а пресса цитирует документ Министерства культуры, из которого получается, что после закрытия этого фонда авторские права буквально "сгорят".

По закону этого быть не может, считает доктор юридических наук, профессор Российкого государственного института интеллектуальной собственности Иван Близнец. "Ликвидация Госколлекции не означает прекращения авторского права. Если не истек 70-летний срок, то они охраняются. Будут ли они принадлежать Госколлекции, будут ли они принадлежать частному лицу или конкретному автору - это абсолютно не имеет никакого значения", - говорит он.

Но и Министерство культуры ссылается на закон, согласно которому при ликвидации юридического лица, Госколлекции, 70-летняя охрана авторского права - лишь формальность. Фактически же после ликвидации предприятия вся его коллекция станет общественным достоянием. Единственный выход - найти "преемника". Но по закону ни государство, ни Министерство культуры в таком качестве выступать не могут. Зато может Госфильмофонд. Именно на это и рассчитывали в "Союзмультфильме", рассказывает известный аниматор Гарри Бардин: "Перейдут права Госфильмофонду, а они будут уже отчислять всем авторам по справедливости".

Такой же выход предложил и Владимир Путин, мотивируя свое решение тем, что Госколлекция практически "грабит" авторов.  Ранее в ряде СМИ приводилось мнение замруководителя департамента кинематографии Игоря Калистова - он считает, что деньги от продажи прав на фильмы ни режиссерам, ни киностудиям все равно не достанутся. Госфильмофонд будет перечислять их напрямую в Фонд кино, который, в свою очередь, направит их на производство новой продукции. В самом Фонде это заявление комментировать не стали. Однако для аниматоров оно было как гром среди ясного неба.

Гарри Бардин признается: "Для меня это новость. Я раньше не получал от продаж, думаю, что ничего не изменится в моей жизни и дальше".

Получается, что авторы оказались жертвами собственной инициативы. Раньше, по данным отчета Госколлекции, они получали за свои произведения хоть что-то - например, доход Юрий Нортштейна от авторских прав в прошлом году составил 15 тысяч 400 рублей. Теперь есть угроза того, что они не получат ничего.