Теневой бизнес высшей пробы - "Алтын" подозревают в незаконных поставках ювелирных изделий

Ходатайство ФСБ об аресте гендиректора ювелирного гипермаркета "Алтын" Валентины Шадриной, подозреваемой в контрабанде, начал рассматривать Лефортовский суд Москвы.
Компанию "Алтын" подозревают в теневых схемах поставки ювелирных украшений. Тотальные обыски, которые прошли накануне в нескольких сетевых гипермаркетах золота, стали итогом расследования спецслужб. По одной из версий, руководство компании наладило контрабанду украшений из Средней Азии.

Компанию "Алтын" подозревают в теневых схемах поставки ювелирных украшений. Тотальные обыски, которые прошли накануне в нескольких сетевых гипермаркетах золота, стали итогом расследования спецслужб. По одной из версий, руководство компании наладило контрабанду украшений из Средней Азии. Это и объясняло наличие низких цен и больших скидок, с помощью которых в "Алтын" завлекали покупателей. При этом происхождение золота пока остается не известным. Некоторые заводы, с которыми якобы работала компания, вызвали сомнения у экспертов. О ювелирном скандале - материал корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Зазывалы в разноцветных костюмах, наводнившие Москву в последние годы исчезли. Все это время они исправно приглашали покупателей зайти в "Алтын" и удивиться низким цена на золото. Удивились в итоге не только покупатели, но и спецслужбы. Постоянные скидки до 80%, распродажи едва не ниже себестоимости - все это теперь стало косвенным свидетельством криминального происхождения товара. В среду сразу несколько магазинов подверглись масштабным обыскам. Рядовой персонал отпускали с работы, с руководством вели долгие беседы, неофициально известно, что есть и задержанные. ФСБ пока осторожно в комментариях, вот что рассказал сотрудник Центра общественных связей Василий Богомолов.

"Следственным управлением ФСБ России возбуждено уголовное дело в отношении ряда лиц из числа сотрудников ювелирного холдинга "Алтын" по признакам контрабанды. 7 октября 2009, по указанному уголовному делу, в торговых и офисных помещениях холдинга в Москве, Омске и Санкт-Петербурге проводятся следственно-оперативные мероприятия", - прокомментировал Богомолов.

А начиналось все на границе России и Казахстана прошлой зимой. Тогда пограничники задержали повозку, запряженную лошадьми. В санях, кроме извозчика, оказалось 40 килограммов украшений из золота. Задержанный пояснил, что вез товар в Москву в один из магазинов "Алтын" якобы из Омска, а на границе очутился, заехав к родным. Вероятно, с того момента компания и попала под наблюдение. Золотой груз на границе - это почти стопроцентное подозрение в контрабанде или в одной из криминальных комбинаций. Президент Гильдии ювелиров Валерий Радашевич рассказывает о схеме, которая возможно использовалась в этом случае:

"В нашем понимании - это изготовление ювелирных изделий из вывезенного драгоценного металла с территории РФ в какую-то другую страну. На эту продукцию не уплачивалась ввозная пошлина, 20 процентов, и не уплачивался НДС".

Это называют "толлингом", когда сырье вывозят в другую страну, там обрабатывают и ввозят обратно, при этом таможенные пошлины не взимаются. Не так давно схему запретили и ювелирные компании попали в сложное положение. Возможно, не все сумели отказаться от нее. А в Гильдии ювелиров признаются, что никогда не стремились пригласить "Алтын" присоединиться к ним. Даже несмотря на то, что компания стала одной из крупнейших в России. Все-таки были определенные подозрения по поводу чистоты бизнеса.

"Алтын" никогда не просил нас, чтобы мы приняли их, и у нас никогда не стоял вопрос о том, чтобы тем или иным образом пригласить эту компанию для участия в работе Гильдии. Если говорить объективно, то, конечно, какие-то слухи до нас доходили, какая-то информация имелась и соответственно эти слухи определили наше отношение к ним", - поясняет Радашевич.

Как сейчас выясняется, сомнения были у многих. Во-первых, компания дистанцировалась от остальных участников рынка. Работала в одиночку, при этом никто не может выяснить, откуда появлялись украшения. Все что касается торговли, активно рекламировались, но по поводу производства - ничего не известно. Есть только официальная информация о каких-то партнерах в Киргизии, о каком-то заводе в Санкт-Петербурге. В общем, сплошная тайна, делится своим мнением исполнительный директор информационно-аналитического агентства "Русская ювелирная сеть" Ирина Алексеева.

"Все касалось в основном их торговой деятельности: реклама, информация о скидках, что не могло не вызывать удивления, потому что скидки до 80% - это странно. Все, что касалось производства, было известно по информации на их сайте, о том, что у них есть завод в Бишкеке и открылся цех в Санкт-Петербурге, звучала информация об импортном оборудовании, но данных по объемам производства, по ассортименту и так далее, в открытой печати нигде не появлялось, не афишировалось, не называлось, нигде не сообщалось", - рассказывает Алексеева.

Еще один довод, который сейчас приводят эксперты - это недостаток информации о заводах, с которыми работает "Алтын". На сайт компании много и подробно написано о современном оборудовании, которое закуплено где-то на Западе, о заводе "Красный треугольник" в Санкт-Петерубрге. При этом здесь же упоминается о том, что завод выпускает резиновые изделия - галоши и сапоги, при чем тут золото, не понятно. Возможно, речь идет об аренде помещений, но об это мало что известно в профессиональной среде, признает генеральный директор рекламно-информационно-аналитического агентства "Росювелирэксперт" Ольга Миронова.

"То, что мы знаем по Петербургу, там нет никакого завода, вероятно, это какая-нибудь мастерская, где что-нибудь на коленке делают. Как обычно сидит ювелир-гравер, вероятно, такого плана что-то было. Естественно я не могут утверждать этого, но это все ввозной товар, или что-то, что закупалось здесь. Единственное я знаю, что когда они пришли на этот рынок, официальная версия была, что производство находится в Киргизии и товар везут оттуда, но как он попадет в Киргизию и откуда, это вопрос не ко мне", - говорит Миронова.

"Алтын" довольно быстро ушел в так называемое одиночное плавание, рассказывают сейчас те, кто знаком с ювелирным бизнесом. Были масштабные благотворительные компании, о которых рассказывала компания, пиар-акции, но все, что касается бизнеса и работе с другими участниками рынка, было и остается тайной. Даже государство не всегда способно контролировать происходящее в этом мире золота.

"Ювелирная отрасль вообще уникальна в этом плане. Нет ни министерства, ни ведомства, которое бы курировало эту отрасль, а это реально отрасль. Потому что по очень осторожным оценкам, оценивают ее в 4 миллиарда долларов, а мы считали по самому простому алгоритму, по данным изделий Пробирной палаты, единственные открытые данные, и если взять тонны серебра и золота и умножить на среднюю стоимость за грамм по оптовой цене, то как минимум это 8 миллиардов долларов", - комментирует генеральный директор "Росювелирэксперта".

С другой стороны, трудно понять, зачем настолько крупному продавцу рисковать своей репутацией и связываться с теневыми поставками. Это, по сути, главный аргумент в защиту "Алтына". Огромное количество магазинов по всей стране, свои секретные схемы бизнеса могли быть просто коммерческой тайной. Бывший замначальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК России Марат Файзулин не очень верит в контрабандную версию.
"Это вызвало удивление, то, что сетевики попали под подозрении в контрабанде. То есть это недостоверное декларирование или недекларирование товара, в данном случае золота. Дело в том, что система контроля выстроена так, что официальные импортеры фактически лишены возможности осуществлять преступную деятельность именно в этом виде. Допускаю, что может быть занижение таможенной стоимости, что влечет за собой и снижение платежей, но это уже не контрабанда", - говорит Файззулин.

Надо сказать, что крупномасштабность бизнеса пока остается единственным аргументов в пользу "Алтына". Впрочем, и аргументы против компании пока не озвучены спецслужбами. Есть только сомнения, но их много. К примеру, мало что известно о среднеазиатских контактах "Алтына". Более того, никто и никогда не афишировал данные о руководстве "Алтына". Лицом компании считается ее вице-президент Антонина Бабосюк. Фото блондинки, руки и шея которой увешаны драгоценностями, украшает большинство рекламных постеров "Алтына". Ее называли хозяйкой золотой горы, но кто в реальности обладал этим бизнесом, не известно.