Администрация Амурской области занялась проблемой ветхого жилья в Тынде. Процент старых и аварийных построек в регионе сейчас очень высок. Тысячи человек живут в домах, которые были сооружены как временное жильё на период строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Серьёзно изношена и система ЖКХ. Пока благоустроенные квартиры власти выделяют только тем, кто остался без крыши из-за того, что дом попросту рухнул. Но местные чиновники заверяют, что со временем здесь появится коттеджный посёлок.

Бамовские времянки в народе называют "крупно-щелевыми домами". И недаром материал, из которого они построены, явно не для 40-градусных морозов, печные трубы здесь выведены из окон, а сами строения давно обветшали.

26 лет назад, когда Роза Климушко приехала работать на БАМе, такие условия не казались чем-то необычным. Так здесь жили все. Сначала ее семья ютилась в вагончике, потом в бараке, теперь в панельном домике.

"Затопим, вроде бы тепло, а тепло уходит: дыры, щели всякие. И целый день приходится топить, ночью и днем", – жалуется Роза Климушко.

Но этот дом еще не самый ветхий. Хозяйке удалось летом отремонтировать крышу. Так, постоянно латая и перестраивая свои лачуги, сейчас живет почти четверть населения столицы БАМа. И неизвестно, что лучше, считают тындинцы, если дом еще стоит или уже рухнул. Ведь только благодаря этому Зинаида Зарницына получила благоустроенную квартиру.

"До этого они делали ремонт, подпорки ставили, думали, что дом еще простоит, но увы, он сильно начал падать. Нас в скором порядке начали выселять оттуда. Теперь квартира есть. Здесь и туалет, и ванна, и кухня – все отдельно," – рассказывает Зинаида Зарницына.

Так повезло за последние годы еще трем тындинским семьям. Конечно, это капля в море, но раньше средств на расселение из аварийного жилфонда и вовсе не выделялось.

Мэр города Тында Марк Шульц рассказал: "Пока на бумаге у нас есть цифра на 2010 год в 16 миллионов на покупку жилья. Это, надо сказать, впервые, потому что в 2006-2007 годах было по нолям, а в 2008 – 4 миллиона 700 рублей".

Впервые за последнее десятилетие приступили в Тынде к проектированию новых домов и даже микрорайонов. На месте лачуги Розы Климушко должны появиться коттеджи.

Пока средства есть лишь на модели и макеты. Но в Тынде уверены, что новые районы построят. Ведь столица Байкало-Амурской магистрали перестает быть городом одних железнодорожников. Здесь началась активная разработка месторождений полезных ископаемых.

"Сначала жилье строили, потом базу, куда технику пригонять, потом вахтовый поселок, потом уже за фабрику, подстанцию. Вот наша работа", – показывает бетонщик Олекминского рудника Федор Веклич.

Работы предстоит еще много. В апреле в карьере Саикта начнут добывать железную руду. Ее здесь, по самым скромным подсчетам, почти 50 миллионов тонн. Сейчас заканчивается строительство самого сердца рудника – обогатительной фабрики.

Главный инженер ООО "Олекминский рудник" Сергей Вылегжанин говорит: "В течение одного квартала будет пробный запуск, окатка, наладка, настройка всего оборудования и выход на полную мощность мы планируем в начале 2011 года, это порядка 2 миллиона тонн по переработке руды".

Кроме железа и титана в олекминской руде обнаружили компоненты, необходимые для лакокрасочной промышленности. Для их извлечения нужен природный газ. Власти Приамурья уже решают проблему газификации северных районов. И возможно, через несколько лет новые микрорайоны Тынды будут отапливать газовые котельные, а в городе появятся предприятия, связанные с переработкой полезных ископаемых.