Тема:

65 лет Победы 13 лет назад

Амнистия к 65-летию Победы. Реплика Александра Привалова

Привалов: нынешний кризис, помимо всего прочего, отличен от предшествовавшего времени ещё и тем, что окончательно уничтожил возможность содержательного разграничения оптимизма и пессимизма
Сорок шесть депутатов-единороссов внесли на рассмотрение Государственной думы проект постановления о масштабной амнистии по случаю 65-летия Великой Победы. Предлагаемая амнистия освободит от различных видов наказания треть миллиона человек.

Сорок шесть депутатов-единороссов внесли на рассмотрение Государственной думы проект постановления о масштабной амнистии по случаю 65-летия Великой Победы. По оценке самих авторов проекта, предлагаемая ими амнистия освободит от различных видов наказания треть миллиона человек, в том числе из мест лишения свободы будет выпущено 46 тысяч 200 человек.

Это весьма масштабное и очень нерядовое предложение; в последний раз большая амнистия происходила в России ровно десять лет назад, но и она была в полтора раза меньше: тогда по случаю предыдущей полукруглой даты со Дня Победы амнистия коснулась примерно двухсот тысяч человек. Амнистия же, случившаяся пять лет назад, вообще коснулась только двух с половиной сотен заключённых.

Предложение 46-ти депутатов практически наверняка будет поддержано их родной фракцией, чего бы и хватило, но, говорят, и все прочие фракции готовы голосовать "за". Это - неожиданная новость. Как правило, отечественные политики не склонны поддерживать такие вещи: неумолимая социология прочно объяснила им, что электорат амнистий не любит и побаивается. Так что давайте оценим решимость депутатов, отважившихся на – возможно - непопулярный шаг, и попытаемся хотя бы примерно оценить его последствия.

С точки зрения основной прагматической цели предполагаемой амнистии, то есть разгрузки жутко переполненных мест заключения, обсуждаемое предложение выглядит довольно умеренным. Если учесть, что сидит у нас (по данным на конец прошлого года) почти 900 тысяч человек, а перегруженность пенитенциарной системы, по неофициальным оценкам самого Минюста, составляет 70%, то предложение выпустить на свободу 46 тысяч, то есть пять процентов сидящих, не назовёшь чрезмерно радикальным. И это, вероятно, правильно - радикализм тут совсем неуместен. Ведь неприязнь наших сограждан к амнистиям - она же не только от дурного характера. Про "холодное лето 53-го года" кто-то помнит, а кто-то уже и не помнит, а опаска осталась - никому не хочется всплеска преступности. Вот думцы уже и взялись многоустно разъяснять, что и освобождают-то сравнительно неопасных людей: совершивших нетяжкие преступления, да совершивших их впервые, да осуждённых не более чем на два-три года. Что, по долгому опыту судя, амнистированные люди вообще меньше среднестатистических осуждённых склонны к рецидивам. Что из тюрем каждый год так и так выходит более четверти миллиона человек - стало быть, если выйдет ещё сорок тысяч, ничего особенного случиться не должно. И всё это они говорят совершенно разумно: не должно.

Но есть в предлагаемой амнистии и нечто, на мой взгляд, совершенно неразумное. Дело в том, что авторы проекта не сочли нужным облегчить судьбу людей, осуждённых за экономические преступления. Нет, кое-кто из этих людей сможет выйти на свободу - ведь некоторые пункты даже такой популярной статьи, как 159-я ("Мошенничество"), говорят о нетяжёлых преступлениях, и караются небольшими сроками. Только вот в чём беда: подавляющее большинство посаженных по этой статье идут всё-таки по другим, "тяжким" пунктам. В частности, исключительно по тяжким пунктам сидят все, посаженные по заказу, по сфабрикованным делам. Оно и понятно: действующий рубеж "крупного" и "особо крупного" размера явно устарел - не говоря уже о таких любимых трюках заказного следствия, как объявление директора с главбухом организованной группой; тут уж обоим - десятка как с куста и, естественно, никакой амнистии. Так что можно, почти не рискуя ошибиться, сказать: к сидящим по экономическим статьям и, конкретно, к предпринимателям, обсуждаемая сейчас амнистия почти не относится.

Кто-то из фракции "Единой России" объяснил "Ведомостям", что экономические статьи не особо заботили авторов проекта постановления, поскольку по ним есть президентский законопроект: он пусть и установит их гуманизацию. По-моему, странная логика. Всё ровно наоборот: если вы, господа депутаты, принимаете президентский законопроект о гуманизации УК, где, например, граница "особо крупного" мошенничества будет существенно повышена, - это прекрасный довод за амнистию тех людей, которые сейчас надолго попали на зону именно из-за прежнего, бессмысленно низкого значения этой границы. Вы говорите: зачем его амнистировать - это сделает закон. Но закон - даже если он будет принят завтра, что отнюдь не гарантированно, станет лишь поводом для пересмотра дела каждого такого заключённого отдельно. И когда очередь дойдёт до каждого конкретного человека - абсолютно неведомо. В общем, на мой-то взгляд, надо дорабатывать проект амнистии (в целом, повторюсь, удачный) именно в этом направлении. Амнистированные предприниматели и главбухи - они-то уж точно "холодного лета" на российских улицах не устроят.