Мир отмечает юбилей режиссёра, доказавшего величие азиатского кино

Ровно сто лет назад на свет родился Акира Куросава - один из уникальных кинорежиссеров, который стал классиком еще при жизни, но, несмотря на это, остается живее всех живых и для новых поколений зрителей.

Ровно сто лет назад на свет родился Акира Куросава - один из уникальных кинорежиссеров, который стал классиком еще при жизни, но, несмотря на это, остается живее всех живых и для новых поколений зрителей. О том, как Куросаве удалось шагнуть в вечность, размышлял обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Почему Акира Куросава стал величайшим из великих, а в любом рейтинге самых влиятельных режиссеров в истории кино непременно входит в первую пятерку? Причина не в том, что он был выдающимся художником, каждая раскадровка которого тянула на произведение живописи. И не в том, что он был уникальным рассказчиком, способным поведать одну и ту же историю подряд несколько раз, да так, что оторваться от экрана невозможно: собственно, именно это он сделал ровно 60 лет назад в "Расемоне", первом своем шедевре. И не в том, что умел работать с актерами, как никто другой: как знать, может, не было бы феномена Тосиро Мифуне, если бы не нашел его такой режиссер, как Куросава. И не в том, что был он одержим, думать и говорить мог только о кино, а когда дела не шли на лад, пытался покончить с собой - и выжил чудом. Величие его - в другом. Именно Акира Куросава первым показал и доказал миру, что азиатское кино - не поставщик экзотики, а глубокий и чистый источник для всех искусств и культур ХХ века. У него были предшественники, классики черно-белого и немого японского кино: Ясудзиро Одзу, Микио Нарусе, Кендзи Мидзогути, на которого и равнялся сам Куросава, но прорыв совершил он. Расплата последовала немедленно за славой.

В Японии и шире - в Азии - его клеймили как спекулянта, продающего жадному Западу национальную специфику. Он же сам, напротив, черпал вдохновение из Европы и Америки. Недаром самыми любимыми его режиссерами были Джон Форд и Абель Ганс, а также, кстати, Сергей Эйзенштейн, у которого Куросава позаимствовал привычку самому отвечать за монтаж своих фильмов. Недаром он экранизировал Шекспира в двух лучших своих драмах – "Троне в крови" и "Смуте", а еще нередко прибегал к русской классике - сделал и "На дне" по Горькому, и "Идиота" по Достоевскому, а в 1975 за ко-продукцию с СССР "Дерсу Узала" с Юрием Соломиным получил "Оскар". Запад ответил ему взаимностью. Из фильмов Куросавы произошли и вестерны 1960-х, ведь "Великолепная семерка" сделана по мотивам "Семи самураев", и итальянские спагетти-вестерны - дебют Серджио Леоне "За пригоршню долларов" основан на сценарии "Телохранителя" Куросавы, и вся современная научная фантастика: "Звездные войны" Джорджа Лукаса - вариация на тему "Трех негодяев в скрытой крепости". Сегодня азиатское кино - неотъемлемая и важнейшая часть мирового культурного наследия - за это следует благодарить знаменитейшего из японцев - Акиру Куросаву.